Транспорт как отрасль материального производства. Характеристика видов транспорта. Классификация автомобильных перевозок

Страницы работы

Содержание работы

Тема 1. РОЛЬ И МЕСТО АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК В ТРАНСПОРТ-

НОЙ СИСТЕМЕ

Вопросы:

1.  Транспорт как отрасль материального производства.

2.  Характеристика видов транспорта.

3.  Классификация автомобильных перевозок.

1. Транспорт как отрасль материального производства

Транспорт – это самостоятельная отрасль материального производства, предназначенная для перемещения грузов и пассажиров (людей).

К. Маркс в своих работах раскрыл значение транспорта для экономики и подчеркнул характерные черты транспорта как отрасли человеческой деятельности. Он писал в «Теории прибавочной стоимости», что «кроме добывающей промышленности, земледелия и обрабатывающей промышленности существует еще четвертая сфера материального производства… Это транспортная промышленность, все равно, перевозит ли она людей или товары». Почему К. Маркс отнес транспорт к материальным отраслям производства? В «Капитале» он пишет, что за транспортировкой продуктов (сырья, заготовок) из цеха в цех (внутренние производственные функции транспорта) наступает также транспортировка готовых продуктов из сферы производства в сферу потребления. Продукт только тогда готов к потреблению, когда он закончит это передвижение. Таким образом, если транспорт не обеспечит указанного перемещения продукта, то это равнозначно тому, что производство продукта не совершилось, так как потребность в нем не будет удовлетворена.

Следует отметить, что транспорту присущи все три обязательных элемента, которые характерны для любой отрасли материального производства, а именно: средства труда (средства транспорта); предмет труда (объекты перевозки – грузы, пассажиры); целесообразная деятельность людей (труд).

Таким образом, транспорт есть четвертая отрасль материального производства с особенным характером трудовых процессов и специфической формой производства. Перемещение грузов и людей является и процессом производства и продукцией, которая создается средствами транспорта и измеряется в тонно-километрах (ткм) при грузовых перевозках пассажиров. Она существенно отличается от продукции промышленного производства и имеет свои следующие особенности:

− ее невозможно накапливать и заготовить впрок (складировать), так как она производится и потребляется одновременно;

− транспорт не имеет сырья, все грузы поступают в готовом виде;

− продукция транспорта не имеет полуфабрикатов;

− не создаются новые вещественные продукты и не изменяются свойства предметов, которые транспортируются;

− стоимость транспортируемых товаров увеличивается на величину транспортных затрат;

− производственный процесс совершается вне территории транспортного предприятия;

− производственный процесс разных транспортных предприятий может выполняться на одной территории;

− транспортный процесс протекает под влиянием различных условий эксплуатации, которые непрерывно меняются (это дорожные, природно-климатические, организационные и транспортные);

− транспортная продукция неотделима от транспортных средств(ТС);

− ТС производства присуща динамичность, т.е. подвижной состав (ПС) должен перемещаться с пунктов отправления до пунктов назначения. При этом, после выполнения перевозок он оказывается там, где в ряде случаев не нужен, т.к. он должен переместиться в другие пункты для очередного отправления грузов или пассажиров.

Эти особенности создают соответствующие трудности при планировании, организации и управлении работой транспорта.

Транспорт имеет непереоценимое значение в развитии государства и влияет на все стороны деятельности общества: экономическую, политическую, социальную, культурную и военную.

Экономическое значение транспорта определяется тем, что он есть органическим звеном любого производства, средством для доставки всех видов сырья, топлива и продукции с пунктов производства в пункты потребления. Без него невозможно освоение новых регионов, производства полезных ископаемых. Образно говоря, транспорт - это кровеносная система государства. Транспорт есть материальной базой для разделения труда; специализации и кооперирования предприятий; обмена и торговли. Он потребляет значительную часть полезных ископаемых и производимой продукции (масел, топлива, металлических изделий и т.п.). Транспортные издержки во многом определяют себестоимость и цену товара. Транспорт завершает производство в сфере потребления и одновременно увеличивает стоимость продукции. Он является колоссальной сферой использования человеческого труда.

Политическое значение транспорта определяется тем, что он является средством для решения внутренних и внешних политических задач; используется для международных связей, развития торговли с различными государствами.

Социальная функция транспорта состоит в том, что он обеспечивает трудовые и бытовые поездки людей, облегчение физического труда, доступ в зоны отдыха, перевозку туристов и т.п.

Похожие материалы

Информация о работе