Транспорт как отрасль материального производства. Характеристика видов транспорта. Классификация автомобильных перевозок, страница 16

5.  Выбор подвижного состава.

1. Условия эксплуатации подвижного состава

Специально сконструированное ТС для конкретных условий эксплуатации было бы наиболее рентабельным и эффективным. Но такое решение невозможно, т.к. велико разнообразных сочетаний условий эксплуатации.

Условия эксплуатации влияют на выбор ПС, его производительность и долговечность, себестоимость и рентабельность перевозок и др. Они могут быть объединены в следующие группы: организационно-технические, дорожные, природно-климатические и транспортные.

Организационно-технические условия отражают уровень организации работы автотранспорта, отдельных служб АТП; уровень НОТ; применение современных технических средств, АСУ перевозочным процессом; культуру ТО и Р ПС; квалификацию водителей, ремонтного и обслуживающего персонала, их психологические, моральные и деловые качества и многие другие факторы.

Дорожные условия характеризуются сетью автомобильных дорог, которая оценивается плотностью сети (км / 1000 км2) и ее значение составляет в США – 536,9; Англии – 1459; ФРГ – 1812; Японии – 1080; Франции – 1307; Украине – 318. По назначению и среднесуточной интенсивности автодороги подразделяются на 5 категорий дорог с четырьмя типами покрытий: усовершенствованные капитальные – I и II и в отдельных случаях III категория; усо вершенствованные облегченные – III и IV категории дорог; переходные – IV и V категории дорог; низшие – V категория дорог. По прочности дорожного покрытия, которая определяет допустимую осевую нагрузку, дороги первой группы допустимой осевой нагрузкой до 10 т – I, II и частично III категория дорог, ко второй группе – до 6 т – дороги III и IV категории. Кроме того дороги характеризуются величиной уклонов (подъемов); кривизной (радиусом поворота); видимостью в направлении движения и боковой; шириной проезжей части; рельефом местности (равнинный, холмистый, высокогорный); ровностью дорожного покрытия, которую оценивают коэффициентом ровности (отношение суммы высот неровностей на участке дороги к длине участка, см/км); интенсивностью и составом движения. Все перечисленные показатели влияют на скорость движения ТС. В городских и внегородских условиях интенсивность и состав движения ТС резко отличаются.

Природно-климатические условия определяются температурой окружающего воздуха (зона холодного, умеренного и жаркого климата); продолжительностью зимнего периода и снежного покрова, влажностью в летний период; наличием осадков (дождь, снег), туманов, гололеда. Эти условия влияют как на конструктивные особенности ТС, так и на выбор рациональной скорости их движения.

Транспортные условия – это вид груза и перевозок по отраслевому признаку; объем и дальность перевозок, равномерность грузопотоков и партионность отправок, условия выполнения погрузочно-разгрузочных работ. По виду груза осуществляется выбор типа кузова и его вместимость; по объему и партионности перевозок устанавливают грузоподъемность ТС; срочность и дальность перевозок обуславливают скоростные качества ТС; условия погрузки и разгрузки влияют на тип кузова и грузоподъемность ТС.

2. Классификация подвижного состава

Подвижной состав – это ТС, предназначенные для перевозок грузов, людей, а также средства, оснащенные специальным оборудованием.

Классификацию ПС осуществляют по различным признакам.

По назначению: на транспортные и специальные, не предназначенные для перевозки грузов или пассажиров (мастерские, радиостанции, пожарные, санитарные, автокраны, гоночные и др.).

Транспортные грузовые средства имеют кузова общего назначения и специализированные.

ПС общего назначения оснащен бортовыми грузовыми платформами и предназначен для транспортировки грузов широкой номенклатуры.

Специализированный ПС (СПС) имеет кузова специальной конструкции для перевозки одного вида или однородной группы грузов (самосвалы, цистерны, смесители, бетоновозы, панелевозы и т.п.).

По дорожным регламентациям все ТС подразделяют на три группы: