Транспорт как отрасль материального производства. Характеристика видов транспорта. Классификация автомобильных перевозок, страница 17

§  группа «А» объединяет ТС для движения по дорогам с усовершенствованным капитальным покрытием, допускающим осевые нагрузки до

10 т от одиночной оси и до 18 т от спаренных и полной массой до 52 т;

§  группа «Б» – ТС для движения по всей дорожной сети, допускающей осевые нагрузки до 6 т от одиночной оси и до 11 т от спаренных и полной массой до 34 т;

§  внедорожные – ТС, недопускаемые к эксплуатации по дорогам общего назначения, имеющим даже капитальные покрытия. Нагрузка на одиночную ось у них более 10 т, они предназначены для работы по специально построенным карьерным, лесовозным и другим специальным дорогам, а также вне сети дорог.

ПС общего назначения и СПС могут работать в одиночном варианте и в составе автопоезда. Автопоезд может состоять из буксирного тягача и прицепа (прицепов), из автомобиля-тягача и прицепа (прицепов), из седельного тягача и полуприцепа. Буксирный тягач предназначен только для буксировки прицепов. Автомобиль-тягач – это автомобиль, приспособленный для буксировки прицепа. Имеет буксирное приспособление, светотехническую проводку, тормозной кран имеет секцию прицепа и т.д.

Седельные тягачи работают в сочетании с полуприцепом, часть веса ко торого передается на шасси тягача через опорно-сцепное устройство.

По полной массе грузовой ПС подразделяют на семь классов (см. табл. 1). Таблица 1 – Классы грузового подвижного состава

Класс

1

2

3

4

5

6

7

Полная масса, т

до 1,2

1,2 – 2

2 – 8

8 – 14

14 – 20

20 – 40

> 40

Существует система обозначения грузового ПС, в которой виды грузовых ТС имеют цифровое обозначение (см. табл. 2). Третий вид ПС – это грузовые автомобили общего назначения, а остальные с четвертого по седьмой – это основные виды СПС.

Таблица 2 – Виды грузового подвижного состава

Наименование

Общего назначения

Седельный тягач

Самосвал

Цистерна

Фургон

Резерв

Специальный

Обозначение

3

4

5

6

7

8

9

Обозначение ТС включает: условное обозначение завода-изготовителя, класс, вид, модель, модификацию, экспортное и тропическое исполнение.

Пример: КамАЗ-532006 – Камский автозавод, 5 – 5-й класс 3 – общего назначения, 20 – модель, 0 – модификация, 6 – экспортное исполнение.

Классификация автомобилей по типу двигателя, проходимости и др. признакам рассматривается в дисциплине «Подвижной состав».

Прицепной ПС относится к несамоходному типу и перемещается с помощью тягачей. Кузова прицепов могут быть самые разнообразные – и в виде платформы и специализированные (самосвалы, цистерны, фургоны и др.).

Прицепы, буксируемые с помощью дышла, могут быть одноосные, двухосные и многоосные. При перевозке длинномерных грузов применяются прицепы-роспуски.

Широкое распространение получили полуприцепы, буксируемые седельным тягачом. Они имеют много конструктивных вариантов. Для междугородных перевозок широко используются полуприцепы-фургоны; при перевозке строительных грузов (ферм, панелей) применяются низкорамные полуприцепы, которые используются также при контейнерных перевозках.

Во внедорожных условиях применяются активные прицепы и полуприцепы, имеющие активные оси. Привод осуществляется от двигателя автомобилятягача. Эти прицепы обеспечивают значительное повышение проходимости.

Привод может быть механическим, электрическим или гидравлическим.

Самым распространенным типом СПС являются автомобили-самосвалы, самосвальные автопоезда также начинают получать распространение. Разгрузку производят опрокидыванием кузова, а также иногда делают выгрузку бункерную (кузов неподвижный, а груз сбрасывается по наклонному полу кузова).