Право интеллектуальной собственности. Основные термины

Страницы работы

13 страниц (Word-файл)

Содержание работы

6 октября 2001 года

Тема: ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Вначале мы попытаемся раскрыть само понятие интеллектуальной собственности; очень кратко, конечно, не углубляясь в теорию этого вопроса, охарактеризовать систему существующего законодательства об интеллектуальной собственности, а затем уже мы попробуем рассмотреть по блокам вопросы. Скажем, расскажем об объектах авторского права, затем об объектах патентного права, средствах индивидуализации в сравнительном плане, чтобы вы могли лучше усвоить существующие различия между ними. Затем речь пойдет об объектах, потом о правах, договорах, а если останется время, то и о защите.

Что же такое интеллектуальная собственность?

Этот термин употребляется в нас в статье 128 ГК, где перечисляются объекты гражданских прав и среди них указываются интеллектуальной собственности и, в том числе, исключительные права на них. И есть специальная 138-я статья, которая так и называется "Право интеллектуальной собственности. Исключительные права", где в общем виде дается определение интеллектуальной собственности как таких творческих результатов и некоторых приравненных по правовому режиму средств индивидуализации, в отношении которых у их создателей и новых правообладателей возникают так называемые исключительные права.

Отмечу сразу, что термин "интеллектуальная собственность" появился лет 200-250 назад и на протяжении всей своей истории своего существования вызывал споры. И сейчас, особенно в нашей стране, с учетом работы над уже не 3-й, а 4-й части ГК снова вспыхнули дискуссии о правомерности использования этого понятия, его научности и т.д.

В чем суть дела? Действительно, сам термин "интеллектуальная собственность" имеет такое проприетарное(?) происхождение, то есть основы его коренятся в традиционном понимании собственности (proprietor в переводе с английского означает "собственник"). Впервые в законодательстве появился этот термин в период Великой французской революции, когда одним из лозунгов буржуазии и, в том числе, условно можно назвать, интеллигенции того периода был лозунг о закрепления за творцами различных произведений, изобретений как бы особых, исключительных прав, которые в то время называли как раз правом собственности, но не обычной собственности, а право интеллектуальной собственности. И во французской конституции и затем во французском авторском законе были записаны примерно такие формулировки, как "нет собственности более священной, чем собственность творца на созданное им произведение" и т.д. Примерно такой же подход был воплощен почти одновременно в некоторых законах Соединенных Штатов Америки (видимо, тоже французскими переселенцами), где об интеллектуальной собственности говорилось как, может быть, о самом неотрывном от творца праве.

А теоретической базой для этого послужили труды французских философов-просветителей, которые развивали, в том числе, известную вам теорию естественных прав, и как естественным является результат любого труда и этот результат принадлежит его творцу, так и, с точки зрения французских философов-просветителей, создателям различных творческих произведений принадлежит естественное право, которое не зависит даже от закона, на созданные им творческие результаты.

Это история происхождения воплощения в законодательстве и теоретические предпосылки.

Но, конечно, в глубине всего этого лежали экономические предпосылки, а именно желание получить в новых социально-экономических буржуазных условиях исключительное право на использование таких результатов. И в признании такого исключительного, монопольного права были заинтересованы прежде всего издатели, владельцы типографий, владельцы мануфактур, которые, например, внедряли технические новшества, тратили на это значительные силы и средства, как-то рассчитывались с их творцами, но не имели никаких особых прав. То есть все их преимущества сводились к тому, что они первыми выходили на рынок с такими продуктами. Но с развитием техники стало относительно легко для других лиц воспроизводить эти продукты, то есть гораздо легче внедрять уже кем-то использованную разработку, чем создавать все это заново.

То же самое с книгопечатанием. Когда не было типографий, то особой проблемы в охране авторских прав, ну кроме моральных аспектов, не существовало. Иные историки говорят, что авторское право чуть ли не в Древней Греции зародилось и древнегреческие философы осуждали плагиат и т.д. Но об имущественных правах речи тогда не шло. А с изобретением книгопечатания возникла проблема, потому что, как только книга появлялась на рынке, ее можно было относительно легко, быстро и дешево перепечатать. И естественно у владельца типографии, в последующем издателя желание закрепить за собой исключительные права на какой-то период времени, чтобы окупить свои затраты и получить прибыль.

Похожие материалы

Информация о работе