Право интеллектуальной собственности. Основные термины, страница 15

Вместо нее в Патентном законе записано - Высшая патентная палата, причем наивные составители закона думали, что если мы запишем, что решения Высшей патентной палаты будут окончательными, то проблему и закроем. Я беседовал с руководителями патентной службы, они не юристы сами, и для них, что Патентный суд, что Высшая патентная палата - просто другое название, как они думали. Но на самом деле есть принципиальная разница, потому что Высшая патентная палата это все равно административный орган и ее решения тоже могут быть обжалованы в суд. Когда это наконец до них дошло, то Высшая патентная палата в течение лет семи вообще не создавалась. Сейчас ее создали, но идея этой Высшей патентной палаты доведена до полного абсурда, потому что если все-таки по закону она мыслилась как независимый от патентного ведомства орган, то сейчас ее создали в рамках патентного ведомства, и в результате в нем как бы две контролирующих инстанции появились - Апелляционная палата и Высшая патентная палата. Зачем спрашивается? Сейчас говорят: нам две палаты не нужны, давайте мы ликвидируем Апелляционную палату. Просто переименовали бы тогда ее.

Короче говоря, эта проблема порождает  много вопросов, а сейчас очень трудно выправить положение, потому что появилась Конституция, там система судебных органов есть и, чтобы создать патентный суд, надо вносить изменения в Конституцию.

Это мы о недостатках Патентного закона говорили, но в целом он неплохой.

И я говорил, что должны были другие законы появиться, но, к сожалению, ни один из этих законов не принят. И Высшая патентная палата появилась не на основе закона, а просто по приказу патентного ведомства, а закон о ней так и не принят. И не приняты законы о служебных разработках, законы секретных изобретений (изобретений в широком смысле, имея в виду и промобразцы, и полезные модели).

Что касается закона о служебных разработках, то, в принципе, на мой взгляд, большой надобности в нем и нет, потому что  Патентный закон и так достаточно подробно регулирует этот вопрос, даже по сравнению с Авторским законом гораздо более четкое решение о правах работодателей и гарантиях прав работников. Но тем не менее это был один из самых острых споров при подготовке закона, и решили, что  такую модель закрепили, но в будущем законе мы эти вопросы урегулируем. Закон этот даже прошел через Госдуму несколько лет назад, но Президент его завернул, и судьба этого закона вообще неизвестна, куда-то он канул в недрах президентской администрации. В основном там ведутся дискуссии по поводу того, что же полагается авторам, потому что скачки в размерах вознаграждения являются очень существенными. Скажу, что в советские времена автору служебной разработки полагалось не более 2 процентов от прибыли. По Закону СССР об изобретениях от 91-го года было установлено, что размер вознаграждения определяется по договору и размер вознаграждения должен быть соразмерен прибыли, но минимальный размер должен быть не менее 15 процентов (а общее правило - соразмерно прибыли). В проекте этого закона уже фигурирует опять цифра 4 процента, которая полагается разработчикам. Эта причина и многие другие послужили поводом к тому, что закон так и не появился.

А вот закон о секретных разработках конечно необходим, потому что в нашей стране создается очень много разработок, имеющих двойное назначение и т.д., но их авторы оказываются сами засекреченными и очень многое теряют; в лучшем случае они получают какую-то премию от государства, а права требовать у них нет.

Следующий блок источников - это подзаконные акты. В отличие от авторского права, здесь подзаконных актов довольно много. Назову примерный круг этих актов.

Во-первых, есть правительственные постановления о пошлинах. Раз осуществляется обязательное патентование, то за каждое действие, которое совершают заявитель, нужно платить пошлину (за каждый "чих", по сути дела) - за подачу заявки, за проведение формальной экспертизы, за проведение экспертизы по существу, за подачу дополнительных материалов. за публикацию материалов в официальном бюллетене, за выдачу патента и т.д. Суммы не очень большие, соотносимые с доходами граждан, они сейчас в МРОТах наконец установлены. Скажем, за подачу заявки 2 МРОТа, за рассмотрение - 4 МРОТа, за выдачу патента - 5-6 МРОТ, но в целом набегает примерно 12-15 МРОТ за полную процедуру оформления патента.