Право интеллектуальной собственности. Основные термины, страница 23

Третий момент. Что касается назначения, достоинств произведения, то здесь никаких требований к произведению не предъявляется. В литературе иногда говорят, что нужно охранять только те произведения, которые являются полезными, обладают художественными достоинствами и т.д. Но кто сказал, что полезно, что имеет достоинства, а что не имеет? И поэтому в теории большинство этот признак отвергало и не придавало ему никакого значения.

Четвертое, о чем надо упомянуть, формальности. Действующее российское законодательство, как и законодательства большинства стран континентальной Европы, не предъявляет к произведению никаких формальных требований. Т.е. не требуется соблюдения формальностей, чтобы произведение стало охраняемым. Как только оно появляется на свет, оно - уже объект правовой охраны.

Почему на этом моменте мы фиксируем внимание, потому что по законодательству ряда стран такие формальности необходимы. В этой связи в течение долгих лет особняком стояло американское законодательство, примеру которого последовали некоторые другие страны, которое требовало, чтобы произведение охранялось, нужно выполнить одну из определенных формальностей - например, поместить произведение в библиотеке Конгресса США, или зарегистрировать его у нотариуса, или внести в специальный реестр, который вели отдельные организации, или - самый либеральный подход в одном из штатов - поставить на произведение значок правовой охраны ("С" в кружочке, имя правообладателя и год первого выпуска произведения в свет). Это было и одной из причин, по которым американцы не участвовали в Бернской конвенции, которая не признает каких-либо формальностей. И, кстати, под американцев была разработана Всемирная конвенция 52-го года, которая как раз допустила формальности, но свела их к минимуму, и был воспринят этот самый либеральный вариант, что достаточно поставить на произведение значок копирайта ("С" в кружочке), указать имя правообладателя и год первого обнародования, и произведение считается охраняемым и формальности считаются выполненными. У нас на произведениях тоже часто ставится значок копирайта, но для российского права, стоит этот значок или не стоит, никакого значения не имеет. До того как американцы присоединились к Бернской конвенции, это было необходимо для охраны произведений именно в США и других странах, где были необходимы формальности; сейчас американцы практически отказались от этих формальностей. Хотя надо сказать, что некоторое значение они имеют: можно большую компенсацию получить за нарушение прав на те произведения, где выполнены формальности. Это только в Америке. У нас это никакого значения не имеет, хотя ставить значок целесообразно; сделать это нетрудно, на всякий случай, зато можно потом сослаться, что вы, нарушители, значок видели, знали, что охраняемо, и тем не менее использовали. Это как бы уже презумпция вины нарушителя.

Несколько слов о произведениях, которые авторским правом не охраняются.

Действующее законодательство относит к таковым несколько категорий.

Например, не охраняются различные произведения, которые приобрели значение официальных символов, скажем, песня или музыка, которые стали гимном, или изображение, которое оказалось на медали или на деньгах, на флагах и т.п. Эта символика, после того как ей придается юридическое значение, выпадает из сферы авторского права. Правда, происходить это должно с согласия автора или иных правообладателей. Т.е. если они участвуют в конкурсе на создание, скажем, новой юбилейной монеты, то они заранее должны дать согласие, что они отказываются от авторских прав и получат разовое вознаграждение за создание.

У нас, кстати говоря, до последнего времени не был решен вопрос с гимном города, потому что, как вы знаете, в Уставе города, гимном города признан Гимн Великому городу Глиэра, есть еще наследники, произведение охраняется, и они вроде как согласия не давали на это.