Право интеллектуальной собственности. Основные термины, страница 6

И четвертый принцип, характерный для авторского права, это принцип свободы авторского договора. В принципе, в гражданском праве есть принцип свободы договора, но здесь мы почему выделяем его? Может быть, он через какое-то время забудется, его не нужно будет выделять. Но дело в том, что в Советском Союзе на протяжении длительного времени авторские договоры очень жестко регламентировались и существовали так называемые типовые авторские договоры, по модели которых только и могли заключаться авторские договоры. Они были утверждены в установленном порядке и были, в общем-то, нормативными актами. И существовало несколько десятков типовых договоров на все случаи жизни - типовые договоры на издание литературно-художественного произведения, научного произведения, типовой сценарный договор и т.д. Стороны могли, конечно, при заключении конкретного договора отклоняться от некоторых условий. Наверное, неправильно было бы оценивать наличие типовых договоров как вмешательство государства в сферу, которая относится к частным интересам, хотя, по большому счету, это так и есть. Это так, но, конечно, типовые договоры в известной мере защищали интересы авторов, потому что какие-то определенные права авторов в них признавались и любые ущемления этих прав в конкретных договорах заранее объявлялись недействительными и изменялись условиями типовых договоров. В этом была их полезная роль, и некоторые авторы о прежних временах вспоминают и говорят: вот раньше у нас были по договорам гарантии, а сейчас издатель делает, что хочет и выкручивает руки, как хочет. Это в известной мере верно, но по большому счету эта область должна все-таки регулироваться по свободному усмотрению самих сторон.

И, конечно, в законе должны быть определенные гарантии. Сейчас в Законе такие гарантии есть (ст. 30-31), где, например, указывается на то, что права, прямо не названные в договоре, считаются непереданными; нельзя передать права, допустим, на какие-то будущие произведения, которые автор когда-то создаст в будущем. Не нужно это путать с договором заказа, когда договор заключается в отношении конкретного произведения, которое автор должен создать, и стороны как бы описывают, чему будет посвящено произведение, объем и т.д. Речь идет о случаях как бы запродажи всех будущих произведений. Слышали, наверное, что Чехов, Достоевский попадали в трудное положение: материально нуждаясь, они часто продавали издателям свои будущие произведения и оказались в такой кабале. Это, кстати, было учтено еще в нашем российском законе 1911 года, где было сказано, что такая запродажа возможна только на 5 лет и не более. Сейчас мы говорим о свободе авторского договора. Конечно, это более жесткое правило - такой подход, и авторы, конечно, должны теперь сами думать, как им строить отношения с пользователями, и защищать свои права, заключая конкретный авторский договор.

Несколько слов о системе источников авторского права.

Основным источником является Закон "Об авторском праве и смежных правах", принятый 9 июля 1993 года. Этот закон не является, приходится признать, оригинальной российской разработкой. Базой для этого закона послужил так называемый Типовой закон ВОИС (Всемирной организации интеллектуальной собственности) 76-го года, или Тунисский закон, его называют, ну а критики этого закона не преминут упомянуть, что это типовой закон для развивающихся стран. Действительно, этот закон готовился ВОИС для стран, которые собирались создать у себя цивилизованное авторское законодательство, поэтому не очень приятно звучит, что у нас в стране оказался принятым именно такой закон (он процентов на 90 совпадает с Тунисским законом). Но все же надо констатировать, что в разработке этого закона принимали участие очень видные специалисты из разных стран - из Германии, Великобритании, Соединенных Штатов, Франции, и на тот период, на 76-й год, он отвечал требованиям всех международных конвенций, и, в принципе, он  неплохой закон.