Право интеллектуальной собственности. Основные термины, страница 25

Это представляется абсолютно неверным. (Я отвлекаюсь на, казалось бы, частный момент, но одновременно мы как бы и разбираем материал авторского права.) В программе, конечно, может быть какая-то творческая идея выражена. Но в чем она может состоять? Либо в том, как составлена сама сетка вещания; скажем, творчество может состоять в том, что надо так расположить передачи, чтобы учитывать различные аудитории, как они друг с другом сочетаются и т.д. - с этой стороны она может быть творческой, и оно в этом смысле охраняется. С другой стороны, творчество может быть в том, как подается информация. Например, если кто-то догадается (это уже делается) выделить все художественные фильмы, информацию выделить, то есть разделить на блоки, чтобы удобнее было воспринимать эту программу. Это тоже, по идее, может быть признаком творчества. Но если ничего этого нет, а просто перечисляется, что идет в такое-то время по такому-то каналу, это не что иное, как просто обычная информация, никакого творчества в этом нет. Поэтому, если бы спор возник по поводу незаконного заимствования самой идеи расположения передач или формы подачи, это уже мог быть спор об авторском праве, даже ближе, наверное, к патентному праву. А здесь речь идет о простой информации, и каждая газета может свободно перепечатывать. В итоге так сейчас практика и сложилась, в итоге через несколько лет Высший арбитражный суд по этому поводу высказался, хотя вначале было много противоречивых решений.

Несколько слов о видах произведений и об элементах произведений.

Я уже сказал, что в деление произведений на произведения литературы, науки и искусства никакого смысла нет, это просто штамп. А смысл есть в выделении произведений обнародованных и необнародованных (мы уже касались немножко этого вопроса). Суть заключается в том, что существует такое близкое деление: есть обнародованное и необнародованное, а есть еще опубликованное и неопубликованное. Это близкие, но не совпадающие понятия. Так вот смысл в том, что необнародованные или неопубликованные произведения, как правило, абсолютно неприкосновенны, их нельзя использовать ни при каких обстоятельствах, даже когда закон допускает использование произведения без согласия автора или с выплатой или без выплаты вознаграждения. А как только произведение обнародуется, тем более опубликуется, то здесь уже иногда произведение может быть использовано совершенно свободно или переработано творчески и т.д.

Затем очень важное деление произведений на оригинальные и зависимые, или, еще говорят, зависимые и производные.

Но прежде надо сказать несколько слов об элементах произведений.

Во всяком произведении выделяются разные элементы. В литературном произведении, например, выделяются тема, материал, на основе которого создано произведение, название, идейное содержание, язык произведения. Все эти элементы (такой подход приложим и к музыкальному произведению, произведению изобразительного искусства и т.д.) делятся на две большие группы: как бы элементы охраняемые и неохраняемые.

Сначала несколько слов о неохраняемых элементах. К ним относят такую часть произведения, как название. По общему правилу название произведения не охраняется. Правда, здесь выделяются названия оригинальные и неоригинальные. Если название тривиально, то также могут называть свои произведения другие авторы. Скажем, "Накануне"; мне, по крайней мере, три романа совершенно разных авторов под таким названием известны. А если название творческое, то нередко возникают споры. К Хэмингуэю в свое время был предъявлен иск по поводу его романа "По ком звонит колокол", что в качестве названия он дал строчку английского поэта. Но по общему правилу название не охраняется.