Право интеллектуальной собственности. Основные термины, страница 18

Как известно, в Советском Союзе существовало единое патентное ведомство - Госкомизобретений, находящийся в Москве. В других республиках, кроме, пожалуй, Украины и Прибалтики, фактически ничего в этом плане не было - ни фондов, без которых не может работать патентное ведомство, ни кадров, ни своего законодательства и т.д. Когда Союз распался, многие страны оказались у разбитого корыта в этом плане. Патентоведы хотели объединиться, еще даже когда Советский Союз находился в периоде распада, и уже в декабре 91-го года было подписано временное соглашение о сотрудничестве в области промышленной собственности, где предполагалось все-таки на базе бывшего патентного ведомства СССР создать единое для всех этих независимых стран патентное ведомство. Но это соглашение так в силу и не вступило, потому что его не ратифицировали, и некоторые страны пошли по пути создания своих патентных ведомств, и Россия тоже заявила, что она наследница Советского Союза, следовательно, всё это наше, и патентные фонды тоже. А в той же Туркмении или Узбекистане просто ничего не было - что делать? И работа эта продолжалась, переговоры велись и т.д., было много споров, взаимных обид и т.п., но в итоге, тоже с помощью ВОИС, в Швейцарии, в Женеве, подписали эту конвенцию - Евразийскую патентную конвенцию, по которой все-таки договорились о создании единого евразийского патентного ведомства, которое обслуживало бы все страны СНГ. Договорились создать, а реально так и не создали, а записали хитрую фразу, что, пока евразийское патентное ведомство не создано, функции его будет выполнять по договору одно из патентных ведомств стран-участниц. И такие функции сейчас выполняет Роспатент, наше патентное ведомство; т.е. одно как бы в двух качествах: одну заявку оно проверяет как Роспатент, а другую - как евразийское патентное ведомство. Так была решена одна проблема.

Вторая проблема - это проблема охраны изобретений во всех странах СНГ. Договорились о том, что этот евразийский патент будет действовать на территории всех стран СНГ, без необходимости получать в каждой стране свой патент.

Другие проблемы решить не удалось (допустим, о судьбе изобретений, созданных в период СССР, и т.д.). И только изобретений эта конвенция касается, не касается ни промобразцов, ни товарных знаков.

Таков институт патентного права.

Третий институт - это институт средств индивидуализации предпринимателей и производимой ими продукции. Нормы этого института регулируют отношения, которые складываются в связи с фирменными наименованиями, приобретением на них прав, их использованием, товарными знаками, знаками обслуживания, наименованиями мест происхождения товаров, и можно сюда приплюсовать и указание происхождения (хотя это, может быть, и не объект, но о его существовании надо знать). Здесь особых принципов нет или они не сформулированы, поэтому  сразу перейдем к его источникам и системе законодательства.

Сам институт, по крайней мере, делится на два подинститута: это институт индивидуализации предпринимателей и институт индивидуализации продукции.

Предпринимателей индивидуализирует в настоящее время только одно обозначение, а именно - фирменное наименование. Правда, есть у нас в некоторых законах ссылка на так называемые коммерческие обозначения, но что это такое, в чем смысл их введения в оборот, никто пока не доказал; в том числе, в проекте 3-й части это есть, но совершенно бессмысленно вводить наряду с фирмой.

Понятие фирменного наименования вам должно быть знакомо, потому что среди средств индивидуализации юрлица немножко этого касались. Коротко - это то условное имя, наименование, под которым предприниматель выступает в гражданском обороте. Специального закона о фирменных наименованиях у нас нет. Предлагают его разработать, даже был какой-то проект, но думается, что особого смысла в существовании отдельного закона и нет, потому что можно было бы немножко дополнить 54-ю статью ГК, где говорится о праве на фирму (не делать ее такой отсылочной, а прямо решить некоторые вопросы), и было бы, в принципе, достаточно. Но так или иначе сейчас - это ГК, 54-я статья, где говорится о том, что право на фирму носит исключительный характер, что закрепляется это право за лицом с момента регистрации этого фирменного наименования (это отдельная проблема, здесь как бы законодатель задумал перейти к регистрационной системе права на фирму, что тоже, на мой взгляд, нелепо); говорится о том, что всем третьим лицам запрещается пользоваться данной фирмой и что она защищается законом.