Право интеллектуальной собственности. Основные термины, страница 19

Кроме того, в ГК есть нормы, которые посвящены как бы фирменным наименованиям отдельных юрлиц. Взять, скажем, положение ГК об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью: в соответствующих статьях говорится, что в фирменном наименовании акционерного общества должно быть отражено, что оно является акционерным, является открытым или закрытым и т.д. То же самое дублируется в соответствующих законах об акционерных обществах и специальных законах.

Есть еще в других положениях ГК упоминания, скажем, в положении о купле-продаже предприятий, где говорится о возможности передачи права на фирму, об аренде предприятий, есть договор франчайзинга, в котором тоже передается комплекс исключительных прав и центральным элементом является право на фирму.

Есть и другие законы или подзаконные акты, которые касаются таких специфических моментов. Допустим, тот же Закон о банках и банковской деятельности, который говорит, что включить в фирменное наименование слово "банк" (кредитное учреждение) может только та организация, которая отвечает признакам. То же самое в Законе об организации страхового дела или в Законе о биржах. В некоторых подзаконных актах говорится о том, что такие слова, как "Россия", "российский" и т.д. могут тоже включаться только с согласия уполномоченных государственных органов. Были попытки то же самое в Санкт-Петербурге сделать, чтобы брать дополнительные деньги, но номер здесь не прошел.

Есть и специальный акт - Положение о фирме от 27-го года, утвержденное ВЦИК СНК. Оно, конечно, в значительной степени уже сейчас устарело, и половина его норм утратила силу, потому что просто нет таких организационных форм предприятий сейчас, совершенно другие понятия применяются. Но все же именно в нем сейчас говорится, что все-таки право на фирму возникает с момента начала фактического использования, без какой-либо регистрации (что, кстати, полностью соответствует Парижской конвенции), говорится о способах защиты. И, в принципе, оно само-то было небольшое - полторы странички; с учетом того, что половина норм отпала, можно было бы вполне ГК одной-двумя статьями дополнить и этим обойтись.

Собственно говоря, другого законодательства о фирме нет.

Второй подинститут - охрана средств индивидуализации продукции - охватывает более широкий круг объектов. Прежде всего, это товарные знаки, законодательство о товарных знаках, и сразу мы прибавим к ним знаки обслуживания, потому что принципиально ничем товарные знаки от знаков обслуживания не отличаются, только одни индивидуализируют товар, а другие - услуги.

И здесь центральным актом является Закон РФ "Об охране товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товара" от 23 сентября 92-го года. Закон приличный, во многом он повторяет Закон 91-го года СССР "О товарных знаках и знаках обслуживания", который в действие не успел вступить, особой критике этот закон не подвергается, хотя, в принципе, есть в нем какие-то пробелы. Сейчас тоже подготовлены изменения к этому закону, но в целом это нормальный закон.

Он охватывает три объекта. Я уже сказал, что между товарными знаками и знаками обслуживания принципиальных различий нет, но появился и третий объект, тоже весьма неожиданно, без особых дискуссий было введено понятие охраны наименований мест происхождения товара. Это условное географическое обозначение, которое может использоваться теми производителями товара, которые производят товар, как бы отражающий особые географические особенности данной местности, в основном климатические особенности. Как правило, это продукты питания (например, "Боржоми" и т.д.).

Здесь много подзаконных актов, и это объясняется тем, что большинство средств индивидуализации регистрируются, как объекты патентного права, а значит, есть постановления о пошлинах за патентование, есть правила подачи заявок, правила продления срока их действия, свидетельств на эти обозначения, правила  уступки прав, выдачи лицензий и т.д. В основном они принимаются тоже патентным ведомством, в сферу которого входят не только патенты, но и товарные знаки.