Методика преподавания биологии и школьный эксперимент, страница 9

5. Сравнение, анализ, обоснование, установление причин и следствий, взаимосвязей, подсчёты и т. д.

6. Проверка гипотезы. Корректировка.

7. Формулировка выводов.

8. Оформление результатов.

Рисунок – это не только форма отчёта, но и метод исследования.

Измерение – это метод с применением измерительных приборов. Метод наблюдения – необходимый компонент эксперимента.

Эксперимент – это наиболее эффективный метод изучения объектов, явлений, процессов живой природы. Результативность: развивает самостоятельность, мышление, формирует практические умения. Через него осуществляется проблемный подход к изучению тем, вопросов. Для проведения опытов ученикам выдаются письменные инструктивные карточки. Опыты позволяют школьникам делать самостоятельные выводы об особенностях объекта, процессах, явлениях, строении. Учащиеся ставят цели, задачи, формулируют проблему перед началом эксперимента, выдвигают гипотезы, проводят опыты, проверяют, делают выводы, обоснования, устанавливают причинно – следственные связи.

В науке биологии открыто много методов, например, в физиологии: аналитическое наблюдение, поведенческие методы, морфологические, физиологические, химические, биохимические, методы окрашивания тканей и клеток, микроскопирование, метод механики, электрической регистрации,МЭГ, электромиографии, радиографии, метод сканирования и др.

Самым древним и беспрепаровочным методом исследования является соматоскопия. Она включает визуальный осмотр тела и его частей, выявление различных нарушений осанки, плоскостопия, определение уровня развития мускулатуры по внешнему рельефу. Другой метод – соматометрия: основан на измерении частей тела, нахождении числовых зависимостей между ними, изучении пропорций человека в зависимости от возраста, пола и других факторов. Эти методы являются одними из ведущих методов в антропологии. На основе их доступно для учащихся разъясняется суть статистических закономерностей. К беспрепаровочным методам науки относится и метод проекций – нахождение на поверхности тела тех областей, под которыми размещаются сердце, лёгкие, почки и другие органы. Этот метод даёт возможность ученикам узнать свой организм. Сравнительно – анатомический метод позволяет сравнивать объекты, проследить филогенетические связи человека с другими организмами. Арсенал методов физиологии широк. Одним из них является классический метод условных рефлексов, разработанный И. П. Павловым. Позволяет изучать анализаторы животных, аналитико – синтетическую деятельность ЦНС, закономерности ВНД человека и животных. Метод изолированных органов – изучение органа вне организма в специальных условиях, искусственно поддерживающих его жизнедеятельность и работоспособность. Фистульная методика – развита и усовершенствована И. П. Павловым: позволяет изучать функции органов в неповреждённом организме. Методы прямого и косвенного раздражения позволяют определить реакцию исследуемого органа, организма на какие – либо воздействия.

Инструментальные методы исследования в современной науке широко распространены. Измерение артериального кровяного давления, электрической активности головного мозга, мышц применяются в современных физиологических лабораториях. Для демонстрации принципа автоматического регулирования работы органов, систем, гомеостаза применяются функциональные пробы. Это дозированное воздействие на организм человека в стандартных условиях с целью наблюдения компенсаторных реакций, возникающих на основе саморегуляции. Например: реакция человека на нагрузку, на задержку дыхания на наложение различных  перетяжек на конечности, на неустойчивую позу. На основе функциональных проб можно формулировать экспериментальные задачи, решение которых содействует развитию мышления, мобилизации знаний из разделов курса, привлечению знаний из других дисциплин. Из многочисленных методов научного исследования, применяемых в гигиене ,особенно используются три: это методы лабораторного исследования факторов внешней среды, методы физиологических и клинических наблюдений, методы санитарного описания. Школьники учатся стерилизовать, дезинфицировать, составлять пищевые рационы с учётом энерготрат и энергетической ценности пищевых продуктов.