Методика преподавания биологии и школьный эксперимент, страница 6

Изучение и описание разновозрастных проростков пшеницы, гороха, подсолнечника. На примере живых и гербарных образцов корневых систем фасоли, пшеницы, одуванчика – ознакомление с различными типами корневых систем. Рассматривание корня под микроскопом, определение границ зон. Изготовление препарата кончика корня проростка и рассматривание его в микроскоп при малом увеличении. Рассматривание постоянного препарата поперечного среза корня ириса и ознакомление с первичным строением корня. Изучение постоянного препарата поперечного среза молодого корня тыквы и ознакомление с началом деятельности камбиального слоя. Изучение вторичного строения корня тыквы на препарате поперечного среза зоны проведения. Рассматривание внешнего строения корнеплода свёклы, моркови. Сравнение между собой поперечных разрезов корнеплодов моркови, редьки, свёклы. Изучение постоянных препаратов. Ознакомление со строением клубенька на корне бобов. Изготовление разреза клубенька и его изучение.

- Разнообразие стеблей и побегов. Микроскопическое строение стебля голосеменных, покрытосеменных древесных и травянистых однодольных и двудольных растений.

Экспериментально – исследовательская работа.

Рассматривание живых и гербарных образцов побегов плауна, сосны, сирени, ели, липы, вишни. Определение типа ветвления стеблей, ознакомление с особенностями узла кущения злаков на примере пшеницы. Анализирование спирального листорасположения и составление формулы листовых циклов у 2 – 3 растений (берёзы, смородины). Изучение внешнего вида и внутреннего строения почки тополя. Рассматривание распилов берёзы, сосны. Изучение постоянного препарата поперечного среза стебля сосны, липы, ознакомление с общей структурой. Рассматривание на постоянных препаратах с не пучковым строением стебля, пучковым, с переходным строением. Ознакомление на примере стебля лютика ползучего с пучковым строением стебля без межпучкового камбия. Изготовление препарата поперечного среза стебля спаржи и ознакомление со структурой стебля с хорошо выраженной первичной корой. На примере ржи, пшеницы – изучение строения стебля злака – соломины, с плохо выраженной первичной корой и большой полостью в центре.

- Лист. Микро – и макроскопическое строение листа. Метаморфозы.

Экспериментально – исследовательская работа.

Изучение строения листьев: черешкового, сидячего, влагалищного. Жилкование. Формы листовых пластинок, изрезанность края листовой пластинки. Формы сложных листьев. Изучение микроскопического строения листа фикуса, хвои сосны. На живом и гербарном материале – изучение метаморфизированных  листьев эхинокактуса, чертополоха, луковицы лука; усов земляники, корневища пырея, столонов и клубня картофеля, побега боярышника; плюща и др.

- Репродуктивные органы. Цветок, околоцветник, андроцей, гинецей, формулы и диаграммы цветков. Классификация соцветий. Строение и классификация семян, плодов.

Экспериментально – исследовательская работа.

Изучение строения цветков на примере живых и гербарных экземпляров (объекты: цветки лилии, редьки дикой, вьюнка, тюльпана, хлорофитума хохлатого, амариллиса). Рассматривание андроцея и гинецея, их расположения, количества, типа.     Анализ и зарисовка тычинок. Рассматривание поперечного среза пыльника на постоянном препарате. Определение числа плодолистиков, типа завязи. Выполнение поперечных разрезов завязей. Определение истинных и ложных гнёзд, ложных перегородок в завязях. Рассматривание постоянного препарата поперечного среза завязи пролески. Выполнение подробного анализа строения цветков лилии, яблони, огурца. Составление формул и диаграмм цветков. Рассматривание и определение типов соцветий (объекты: подорожник, черёмуха, клевер, календула, пшеница, боярышник, петрушка и др.). Проведение морфологического анализа семян овса, пшеницы, гороха, фасоли, подсолнечника. Определение типа семян. Проведение морфологического анализа коллекции плодов, определение их групп и названий.

2 .Зоология.(6ч.)

Кроме экспериментально – исследовательской работы сопутствующими  вопросами являются: профилактика, гигиена, вред паразитизма. Используются возможности СЮН г. Буя для самостоятельных практических заданий, Музей природы.