Методика преподавания биологии и школьный эксперимент, страница 4

Принципы:

Общими принципами отбора содержания материала программы являются:

- актуальность;

- научность;

- наглядность;

- обеспечение мотивации;

- целостность;

- объективность;

- системность содержания вопросов, заданий;

- прослеживание внутрикурсовых и межпредметных связей;

- практическая направленность;

- материальная обеспеченность возможности усвоения основного содержания предлагаемого курса.

Системность

Систематичность содержания обеспечивается логикой развёртывания учебного содержания.

Практическая направленность содержания - содержание обеспечивает выработку и получение навыков работы с временными и постоянными препаратами, формирование знаний о различных практических методах, обеспечивает углубление основного школьного курса ботаники, зоологии, анатомии, физиологии, гигиены; обеспечивает развитие интереса к предмету, природе; формирует зрелость в плане выбора профиля обучения, даёт представления о кропотливости в работе научной.

Полнота содержания включает все сведения, необходимые для достижения целей и задач обучения. Даёт возможность работать самостоятельно, способствует включению учащихся в современные технологии, например: использование метода проектов в своей деятельности.

Предлагаемый курс для предпрофильной подготовки должен помочь учащимся усвоить основные базовые знания морфологии и физиологии растений, анатомии и физиологии животных и человека; ключевые понятия: клетка, органоиды, ткани, органы, системы, анатомия, морфология, физиология и т.д. Расширить знания о методах изучения живого, особенностях разных структур, работе организма, способах регуляции. Способствует получению практических навыков работы с препаратами, исследованию собственного организма. Усвоение знаний должно способствовать ориентации, связанной с работой в медицине, сельском хозяйстве, науке. Данный курс должен помочь школьникам овладеть способами исследовательской деятельности, стать фактором формирования творческого мышления.

Курс ориентирован на углубление предмета биология и формирование интереса к специальным дисциплинам:

- выполняет задачи практико-ориентированной помощи в приобретении личностного опыта выбора собственного содержания образования;

- расширяет и углубляет базовый курс ботаники, зоологии, анатомии, физиологии,  гигиены.

- развивает интерес к науке, природе;

- позволяет осознанно выбрать профиль естественнонаучный;

- как ориентированный курс поддерживает необходимый уровень ориентированности в ситуации выбора по окончании основной школы;

- осуществляет учебно-практическое знакомство с проблемой изучения разных структур организма и организма в целом;

- удовлетворяет познавательный интерес школьников к особенностям строения организмов, к методам их изучения;

- расширяет кругозор о микромире, практических исследованиях, науке биологии; включает материал, выходящий за рамки школьной программы.

Программа реалистична, т.к. она может быть изучена за 16 часов в первом полугодии 2005-2006 учебного года, с учётом участия детей в самостоятельной проектной деятельности.

Основными видами деятельности учащихся являются:

- работать с источниками предлагаемой и другой информации;

- систематизировать материал, обобщать, анализировать исследуемый материал, составлять схемы, рисунки, таблицы, обосновывать, делать выводы, гербарии, рисунки;

- давать сравнительную оценку изучаемого материала, анализировать;

- прогнозировать, определять ценность материала в науке, медицине, с/х и т.д.; обсуждать значимость полученного результата и др.;

- выступать с сообщениями, рефератами, участвовать в дискуссии по проблемам, выдвигать гипотезы, обосновывать.

Организация учебной работы с учениками направлена на:

- проблемное изложение и изучение материала, выделение ключевых вопросов для изучения, проблемный, практический характер их рассмотрения, создание проблемных познавательных ситуаций, заданий;

- выполнение самостоятельной, поисковой, творческой работы учащихся;

- реализация принципа совместного целеполагания «цель учителя-цель ученика».