Методика преподавания биологии и школьный эксперимент, страница 3

- использование приёмов дедукции и индукции;

- отслеживание динамики заинтересованности в курсе через графики, таблицы и др. формы оформления результатов исследований.

9. Форма отчётности предполагается творческая:

- защита проекта с применением лабораторного оборудования, комтьютера;

- оформление в альбоме всех работ с описаниями, рисунками, графиками, обоснованиями, выводами и т. д.;

- индивидуальные и групповые демонстрации наиболее значимого материала, применение методик.

10. Логика подачи материала в программе следующая:

- теоретическое изучение методов исследования;

- подбор информации через библиотечный фонд, Интернет и др. источники;

- практическое выполнение экспериментально – исследовательской работы на основе учебного и вспомогательного материала;

- распределение материала ботаники, зоологии, человека в эволюционном усложнении с установлением взаимосвязей.

Такая подача материала обеспечит сначала теоретическую подготовку, затем применение на практике, подготовку выводов и установление эволюционной последовательности, иерархии. Такой порядок отображает последовательность, понимание процессов, методик, взаимосвязей , способствует наработке определённой системы.

11. Материал в программе сгруппирован по разделам и темам:

А) Практикум по общей ботанике:

- макро – и микрография;

1- цитология;

2- гистология;

3.-органография

Б) Практикум па зоологии:

1- беспозвоночные;

2- позвоночные.

В) Анатомия, физиология, гигиена человека.

Предлагаемая программа актуальна в современном мире. Она направлена на то, чтобы учащиеся понимали, что наука биология состоит из множества отраслей и является не только теоретической, но и практической дисциплиной. Это наука экспериментальная. Эксперименты имеют огромное значение в воспитании логического, критического мышления учащихся. Данный курс является одним из первых звеньев подготовки учащихся к будущей профессии, для изучения специальных дисциплин. Экспериментальная исследовательская работа повышает интерес к предмету, убеждает их в истинности изучаемых знаний и практических следствий, которые из них следуют. Сокращение экспериментальной части школьного курса нарушило баланс между теоретическими знаниями и практическими умениями. Следовательно, курс даёт новые возможности восстановить баланс между теорией и практикой и углубить знания учащихся по важным вопросам. При переходе в биологии школьного курса на концентрический принцип обучения,  доля практических исследований ещё более уменьшилась, т.к. масса теоретического материала усложнилась, сконцентрировалась, трудна для понимания и запоминания, следовательно, время для проведения лабораторных исследований ограничено, а выполненная наспех работа неэффективна. Трудность состоит и в том, что по некоторым темам отсутствует лабораторное оборудование и исследовательский материал. Так за 8 лет работы в сш.№9 г. Буя в кабинет биологии поступили только 4 таблицы. Материальная база так скудна, что практическую часть курса можно изучать только с маленькой группой учеников. Микроскопов световых только 3, столько же луп. Выход для детей, интересующихся биологией, вижу в предлагаемом курсе. Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать. Методики экспериментально – исследовательской работы относятся к активным формам обучения, это всегда было актуально и значимо, т.к. увеличивается доля самостоятельной работы, в которой ученик совершенствуется. Метод развивающего обучения способствует развитию логического мышления и интеллектуальных, творческих способностей. Проблемные вопросы учителя, выдвинутые гипотезы учащихся, разрешение проблемной ситуации, получение недостающих знаний, побуждение учеников к активной познавательной деятельности, к соучастию в практическом эксперименте – требует больше времени, чем методы репродуктивные, практические методы эффективны. В биологии они остаются одним из средств более полной реализации дидактического принципа активности и сознательности обучения. Также письменно – графическое оформление результатов самостоятельных исследований работы приучает учащихся доводить дело до конца, формировать свою мысль и быть прилежным, делать выводы, отстаивать и обосновывать их.