Методика преподавания биологии и школьный эксперимент, страница 8

Опыт с перетягиванием пальца у основания. Опыт, доказывающий, что артериальная кровь способна отдавать кислород тканям. Исследование крови под микроскопом. Сравнение эритроцитов лягушки и человека. Опыт с сосудами, видимыми на поверхности тыльной стороны руки. Рассматривание сердца млекопитающего, анализ. Выяснение зависимости пульса от движения крови. Измерение линейкой скорости движения крови в капиллярах ногтевого ложа. Первая помощь при кровотечениях – практический тренинг. Исследование работоспособности своего сердца по дозированной нагрузке в 10 приседаний. Исследование: какая часть воздуха приходится на долю кислорода. Опыт на определение нервной и гуморальной регуляции дыхательных движений.

3.  Пищеварение. Обмен веществ. Кожа. Методика проведения опытов, наблюдений.  Рацион питания, витамины. ГМ продукты.

Э. – И. работа.

Выяснение: в продуктах питания содержатся органические вещества. Изучение ротовой полости. Действие слюны на крахмал. Выяснение: желчь содействует сохранению стойкой жировой эмульсии. Решение логической задачи на обмен веществ. Измерение времени максимальной задержки дыхания в состоянии покоя и после дозированной нагрузки. Вычисление количества энергии, истраченной при написании контрольной работы. Определение энергетической ценности белого хлеба. Подсчёт энергетической ценности дневного рациона. Определение наличия витамина C в яблочном соке. Анализ видеозаписи ”ГМ продукты.” Рассматривание под лупой тыльной поверхности кисти. Изучение пор кожи ладони, определение их значения. Выяснение: корни волос имеют нервные окончания. Рассматривание строения ногтя, узоров на подушечках пальцев.

4.Нервная система. Органы чувств. Высшая нервная деятельность.

Э. – И. работа.

Рассматривание препарата спинного мозга. Изучение его строения. Выяснение: головной мозг регулирует работу центров спинного мозга. Наблюдение координации работы мышц, осуществляемую мозжечком, при выполнении пальценосной мозжечковой пробы. Наблюдение за устранением движения, возникающего в силу инерции, благодаря функциям мозжечка. Наблюдение рефлексов среднего мозга, благодаря которым поддерживается равновесие тела. Выявление: ориентировочный рефлекс возникает на любой новый раздражитель и проявляется в движениях к этому раздражителю. Определение: какой рефлекс промежуточного мозга может быть выявлен при выполнении команды” Замри”. Определение зон коры, которые будут воспринимать реальный предмет, слово. Использование речевых сигналов. Доказательство: тактильные ощущения складываются в разультате работы нескольких анализаторов. Рассматривание роговицы глаза. Обнаружение сужения и расширения зрачка своего глаза. Слежение за работой хрусталика. Определение чувствительности слуха. Доказательство: функция обобщения свойственна не только целым словам, но и их частям.

Методы экспериментально – исследовательской работы и их значение.

Одним из методов изучения живой природы является  наблюдение. Этот метод позволяет исследовать объекты на экскурсии, лабораторном занятии, самостоятельной и практической работе. Результаты применения метода наблюдения зависят от качества поставленной цели, от уровня заданий, объекта, оптимальности меры самостоятельности учащихся, заинтересованности, организации направления синтеза и анализа.

Наблюдение – это важный процесс познания учеником объективной реальности. Результативность: формирование представлений, понятий, выделение сути изучаемого объекта, установление взаимосвязи между компонентами объекта, объектами, развитие мыслительных операций, формирование навыков самостоятельной работы. Наблюдение помогает построить гипотезу, обосновать, привести доказательства. Обязательной заключительной частью метода наблюдения является оформление письменных отчётов: коллекций, рисунков, выводов, схем, графиков, таблиц, гербариев, фотографий и т. д.

         Общие положения методики проведения наблюдений.

1.Постановка цели, задач.

2.Выбор объекта, процесса, явления и т. д.

3.Выдвижение гипотезы.

4. Исследование объекта, процесса,…..