Методика преподавания биологии и школьный эксперимент, страница 5

Все задания, вопросы рассчитаны на работу учащихся на занятии. Некоторая часть заданий предлагается в малых группах, индивидуально с последующим общим обсуждением полученных выводов, сравнений, рисунков и т.д., суждений для усиления эффективности. Включение детей в метод проектов.

Программа элективного курса ”Исследовательская и экспериментальная работа в курсе общей ботаники, зоологии, анатомии, физиологии, гигиены человека” предпрофильного обучения в 9 классе сш. №9 г. Буя. ( 16 ч. ) 2005 – 2006 уч. год.

1.  Микро – и макрография растений (6ч.)

А) Цитология. Увеличительные приборы: оптические микроскопы, лупы. Методы исследования клетки: микроскопирование, окрашивание. Временные и постоянные препараты. Технология рисунка. Основные части клетки, органоиды. Многообразие клеток. Движение цитоплазмы. Органические вещества клетки. Запасные питательные вещества и отложение их в клетке, тканях, органах.

Экспериментально – исследовательская работа.

Приёмы работы с увеличительными приборами и лабораторными инструментами. Методика приготовления микропрепаратов, выполнения срезов. Рассматривание растительных клеток на примере эпидермы сочной чешуи луковицы лука, движение цитоплазмы в клетках листа элодеи. Определение алейроновых зёрен в клетках эндосперма зерновки пшеницы и семядолей фасоли, строение стенки клеток эпидермы древесины сосны, листа аспидистры.

Б) Гистология. Образовательные ткани. Первичная меристема. Покровные ткани. Первичная покровная ткань – эпидерма. Придатки эпидермы – волоски и чешуйки. Вторичные и третичные покровные комплексы – перидерма и корка. Основные ткани. Запасающие, механические, проводящие ткани и пучки. Млечники – выделительные ткани.

Экспериментально – исследовательская работа.

Рассматривание постоянного препарата продольного среза верхушечной почки элодеи. Изготовление препарата эпидермы листа ириса. Ознакомление с деталями строения замыкающих клеток устьичного аппарата. Изготовление препарата эпидермы крапивы. Рассматривание невооруженным глазом пробки и чечевичек ветвей берёзы. Изучение постоянного препарата среза стебля бузины. Изготовление препарата поперечного среза клубня картофеля, изучение перидермы при малом и большом увеличениях. Изготовление препарата поперечного среза корки дуба и ознакомление с её строением. Изготовление препарата среза клубня картофеля и ознакомление с общими чертами строения запасающей паренхимы. Рассмотривание аэронхимы на постоянном препарате поперечного среза стебля рдеста. Изготовление препарата мякоти незрелого плода груши и изучение строения склероид. Изготовление препарата продольного среза проводящего пучка жилки листа герани и ознакомление с проводящими тканями – ситовидными трубками и сосудами. На постоянном препарате продольного среза корневища папоротника орляка – рассматривание лестничных сосудов. Изучение трахеид с окаймлёнными порами на препарате продольного среза древесины сосны. Анализ постоянных препаратов: биколлатеральный открытый пучок стебля тыквы, коллатеральный закрытый проводящий пучок стебля кукурузы, амфикрибральный пучок корневища папоротника – орляка. Изготовление препарата продольного среза корня одуванчика и рассматривание членистых млечников. Нахождение и рассматривание схизогенных смоляных ходов на постоянном препарате поперечного среза древесины сосны. Приготовление препарата поперечного среза околоплодника апельсина и рассматривание лизигенных вместилищ вы делений, эпидермы листа герани и рассматривание железистых волосков. 

В) Органография. Вегетативные органы. Макроморфология проростка. Корень. Типы и формы корневых систем. Зоны корня. Микроскопическое строение корня однодольных и двудольных растений. Запасающие корни – корнеплоды. Симбиоз микроорганизмов почвы  и корней высших растений.

Эспериментально – исследовательская  работа.