Методика преподавания биологии и школьный эксперимент, страница 11

4. Заключение срезов в глицерин-желатину.  Окрашенные и промытые срезы переносят по одному на предметные стёкла в заранее подготовленные капли расплавленной глицерин - желатины. Удобно брать срезы и переносить их при помощи миниатюрной деревянной лопаточки, которую можно легко изготовить, зачистив ножом второй конец кисточки или деревянную палочку. В процессе работы следует подогревать предметные стёкла с каплями глицерин - желатины настольной электрической лампой или на чашке с горячей водой, закрытой большим стеклом. Другую каплю глицерин - желатины наносят на чистое покровное стекло и аккуратно накрывают им срез. При этом под покровным стеклом не должно быть пузырьков воздуха. Избыток глицерин - желатины, выступивший из-под покровного стекла, удаляют кусочком фильтровальной бумаги. После застывания среды препарат готов. Рекомендуется подчистить края покровного стекла и окантовать лаком, олифой или нитроэмалевой краской, что удлинит срок годности препарата.

5.Заключение срезов в канадский бальзам. Перед заключением  окрашенных срезов в канадский бальзам их нужно обезводить спиртом и пропитать растворителем бальзама – ксилолом. Все необходимые операции со срезами производят в одном или нескольких часовых стёклах, применяя пипетки и деревянные лопаточки. В часовом стекле с окрашенными срезами сначала  заменяют  воду на  96процентный спирт. Для лучшего обезвоживания спирт меняют 2 – 3раза. Затем 96процентный спирт заменяют абсолютным, абсолютный спирт – карбоксилолом, а последний – чистым ксилолом. Производят 2 – 3 смены ксилола. Из ксилола при помощи деревянной лопаточки один или несколько срезов переносят на чистое предметное стекло, наносят каплю канадского бальзама и накрывают чистым покровным стеклом. Рекомендуют и на покровное стекло нанести небольшую каплю бальзама, что будет препятствовать появлению пузырьков воздуха под ним. Избыток канадского бальзама удаляют при помощи фильтровальной бумаги. После высыхания бальзама препарат готов для исследований.

Технология выполнения рисунка по общей ботанике.

1. Результаты микроскопического изучения растений оформляют в виде рисунка. Его делают или от руки, или при помощи рисовального аппарата.

2. Детальный рисунок  должен быть предельно ясным, детали изображены чётко, без случайных подробностей.

3. Средствами изображения служат только линии и точки. Выполняют рисунок простым карандашом средней мягкости. По характеру он приближается к техническому чертежу.

4. Рисунок необходимо сделать такой величины, чтобы на нём можно было изобразить все необходимые детали. Пропорции общего размера рисунка и его деталей должны быть сохранены.

5. Рисунок снабжают пояснительными надписями.

6. На схематическом  рисунке расположение тканей наносят условными обозначениями, без вырисовывания отдельных клеток. При этом строго соблюдаются пропорции между отдельными тканями.

7. Схема может быть детализирована рисунками небольших участков тканей.

8. Рисунок – это отчётный материал о выполненной работе, метод исследования.

9. В процессе зарисовки препарат анализируют более внимательно и подробно.

10. Задача ученика – не только смотреть, но и видеть детали строения и постоянно сравнивать их.

Технология зарисовки изучаемого объекта по зоологии.

1. Прочесть и усвоить основные правила зарисовки исследуемых объектов.

2. Прежде чем зарисовать изучаемый объект (препарат, вскрытое животное), следует внимательно изучить его и только после этого начинать зарисовку.

3. Рисунки необходимо выполнять тщательно только мягким хорошо очинённым карандашом для рисования.

4. Рисунки должны быть чёткими, крупных размеров.

5. Рекомендуется рисовать в специальном альбоме на чертёжной бумаге.

6. Зарисовки должны сопровождаться надписями, поясняющими детали строения изучаемого объекта, указаниями: 1) с чего сделана зарисовка (тотальный препарат, микропрепарат; живой объект, таблица, схема), 2) увеличения окуляра и объектива, 3) систематического положения (тип, класс, русское и латинское названия).