Методика преподавания биологии и школьный эксперимент, страница 2

-“Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии, гигиене человека” – Л. Г. Воронин, Р. Д. Маш. Представлены различные методы анатомии; микроскопирование, соматоскопия, проекций, сравнительно – анатомические, метод условных рефлексов, инструментальные, окрашивание, функциональная проба, метод лабораторного исследования, физиологических и клинических наблюдений, метод санитарного описания и др.

- “Внеклассная работа по биологии”- А. И. Никишов, З. А. Мокеева – “Просвещение”? 1986г. Содержит занятия, связанные с опытами и наблюдениями над живыми организмами, с развитием наблюдательности школьников, исследовательских способностей, воспитанием их трудолюбия, любви к природе. Целью школьного эксперимента является не открытие новых для науки явлений, а содействие более эффективному усвоению учащимися изучаемых ими явлений и закономерностей. В школьном эксперименте одинаково важное значение имеют и результат опыта, и сам метод – процесс экспериментирования, содействующий лучшему усвоению физиологических понятий.

- “Физиология человека” – А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов.- М.”Просвещение”,1986г. Имеются лабораторные и демонстрационные опыты, методика и оборудование, доступные для самостоятельного выполнения каждым учеником.

- “Физиология растений” – П. А. Генкель. – М. “Просвещение”,1985г.

2. Формы работы – парная, групповая, индивидуальная (применение метода проектов).

3. Данная тема курса поможет ученику сориентироваться в выборе  профессии в старшей школе. В какой- то мере практическая экспериментальная работа поможет восполнить пробелы предыдущей учебно – урочной подготовки по выполнению лабораторного практикума.

Экспериментальная работа, методика её проведения – ступенька для изучения в дальнейшем специальных дисциплин, качественное знакомство с типичными для профиля видами деятельности. Этот курс даёт возможность ученику проявить себя в практической деятельности, добиваться успеха и обеспечивает высокий уровень самостоятельности, работы не только с практическим материалом, но и с информацией, обосновывающей доказательства, процесс экспериментов, выводы.

4.Содержание курса качественно отличается от базового курса тем, что и материал, некоторые методики вообще не представлены в базовых курсах. Базовый курс не отражает глубину методов, не достаточно на всех учащихся практического материала, лабораторного оборудования, следовательно, часто заменяется демонстрацией, на качественное выполнение лабораторных работ и обработку полученных результатов не достаточно времени на уроках.

5.Данный курс обеспечен учебным и вспомогательным материалом:

- описание методов;

- инструктивные карточки;

- раздаточный материал;

- лекционные записи;

- пособия – практикумы;

- библиотечный фонд школы и города (энциклопедии, хрестоматии и др.);

- лабораторное оборудование.

6.Виды деятельности  с содержанием курса предполагаются:

- работа с использованием информации;

- изучение методик;

- знакомство с правилами техники безопасности;

- выполнение срезов объектов;

- рассматривание, изучение, анализ и выводы;

- зарисовка объектов;

- наблюдения и выводы;

- закладка опыта;

- установление эволюционной взаимосвязи, иерархии;

- экскурсии, видеопросмотры;

- защита работ, проектов;

- оформление и обоснование наработанного материала.

7. Доля самостоятельности ученика при изучении курса максимальна. Особенно учащиеся могут проявить инициативу в выборе объектов для экспериментальной  работы, форм отчёта, оформления исследований, подборе информационных данных, методов исследования. Главное: достижение целей, результатов через решение задач курса.

8. В процессе работы динамика интереса к курсу, к будущей профессии  будет фиксироваться через:

- применение на занятиях разных источников информации;

- посещение и использование библиотечного фонда;

- отчётность об экспериментальной деятельности;

- умение самостоятельно применять на практике методов изучения объектов;

- умение доказательно отстаивать свою точку зрения;

- умение работать в парах, группах, индивидуально;

- применение теоретических знаний на практике;