Интерактивная доска как новый инструментарий учителя музыки, страница 23

Учащимся могут быть предложены следующие задания (для работы индивидуально, или в группе):

1.  Анализ биографии композитора (на основе текста учебника) и выделение ключевых дат.

2.  Вставка пропущенных событий или удаление лишних, не относящихся к теме.

3.  Дополнение дат иллюстративным материалом (графическим или звуковым), ссылками на Интернет-ресурсы, собственными текстовыми комментариями, или небольшим эссе.

4.   Создание параллельной ленты времени, например, исторических событий этого же периода.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ

Сегодня в сети Интернет можно найти программное обеспечение и ресурсы, представляющие инструментарий для проведения мозгового штурма, создания интеллект-карт. Техника майндмэппинга (mindmapping) – способ изображения (визуализации) процесса мышления, которая заключается в создании так называемых майндмэпов (mindmaps, ментальных карт, карт-памяти, или даже диаграмм связей) – структур, позволяющих наглядно отображать логические связи идеи, проекта; анализировать и упорядочивать информацию, принимать решения, или просто представлять информацию в альтернативной форме записи. Методика составления ментальных карт разработана психологом Тони Бьюзеном. Он же сформулировал правила построения майндмэпов:

  • Взять большой лист бумаги.
  • В центре расположить образ всего проекта. Например, его название большими буквами.
  • От центра исходят основные ветви с подписями – они означают главные разделы карты. Основные ветви далее ветвятся на составные ветви.
  • Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие. Использовать желательно печатные буквы.
  • Желательно использовать как можно более разнообразное визуальное оформление — форма, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки, картинки, ссылки, описания. [23]

Вышеописанная техника похожа на прием «Кластер» – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди, использующийся в технологии развития критического мышления для чтения и письма[24].

Рис. 103. Главная страница ресурса

Попробуем построить карту с помощью сетевого ресурса http://www.mindmeister.com/ на основе текста учебника для 7 класса (программа по музыке авт. коллектива Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева) может быть составлен, приведенный ниже кластер (рис…). Пройдя процедуру регистрации, пользователь получает доступ к составлению интеллект-карт.

Рис. 104. Главное меню сервиса

Главное меню сервиса не многозначно и интуитивно понятно.

Рис. 105. Результат построения

Работа на уроке может быть построена по-разному. Так, можно не составлять карту целиком, а предложить учащимся частично заполненную структуру. Знакомясь с текстом учебника, школьники должны будут заполнить пробелы. Возможна организация работы по группам, когда каждой из них предлагается разработать только одну «гроздь», остальной же текст должен быть просто просмотрен. Подобного рода работа позволяет сформировать умение читать «по диагонали», фиксируя внимание только на необходимой информации.

Ресурс предусматривает добавление графических и звуковых файлов в интеллект-карту, что вместе с опцией размещения объекта в сети Интернет, а также возможностью организации к нему коллективного доступа, делает его крайне интересным для учителя музыки.

Вместо заключения

«Кто владеет информацией, – тот владеет миром». Стремительное развитие информационных технологий порождает новые проблемы. Возникает противоречие между «эффектом перелета»[25] в развитии технологий и их внедрением в практику, в том числе и образовательную. Большое число информационных инструментов, информация о которых доступна, но остается неизвестной педагогу, а, следовательно, и технологии – невостребованными. «Сегодня педагоги оказались в сложной ситуации, когда развитие методов учения и обучения заметно отстает от динамики совершенствования технологий»[26]. Поэтому последний раздел пособия представляет собой дайджест современных информационных технологий. В большей степени это бесплатные сервисы сети Интернет, а также на свободно распространяемое программное обеспечение. Любой, представленный ниже ресурс, может быть эффективно использован в обучении, позволяя добиться изменения в методике преподавания и взаимодействии участников образовательного процесса.