Интерактивная доска как новый инструментарий учителя музыки, страница 13

Но обо всем по порядку. Как-то бродя в «паутине», на одном из сайтов, предлагающих ознакомиться с методическими разработками западных учителей, автор нашла ссылку на урок, посвященный японской музыке, в ходе которого учащиеся знакомились, в том числе и с японской народной песней «Сакура» (а ведь это произведение есть и в программе по музыке Д.Б. Кабалевского). А на одной из страниц сайта[13] представлен японский народный инструмент кото[14]. Но мало того, что можно увидеть этот инструмент, на нем еще можно и поиграть, водя по струнам мышью. При наличии же в классе интерактивной доски, реагирующей на касание, учащиеся могут имитировать игру на инструменте, импровизируя в японской интонационной системе, строе «хирадзёси»[15]. Нажав кнопку Play, можно проследить на каких струнах исполняется первая фраза песни, а затем постараться сыграть ее самостоятельно, подготовив, таким образом, слушание вариаций Д.Б. Кабалевского.

Рис. 48. Японский многострунный щипковый инструмент

Рис. 49. Флеш-модуль кото

Дальнейшие поиски аналогичных модулей привели к знакомству с творчеством Гарри Партча (1901–1974), американского композитора и разработчика музыкальных инструментов, который был одним из первых композиторов XX века, систематически сочиняющим в микротоновой системе, и написавший большинство произведений для собственноручно изготовленных инструментов. Сущность созданной «отцом звуковой скульптуры» формы искусства он характеризовал тремя понятиями: «магические звуки – зримая форма и красота – пережитый ритуал»[16]. На сайте http://musicmavericks.publicradio.org/features/feature_partch.html представлено 27 новых инструментов, созданных композитором. Здесь же можно поиграть (Play instrument) на инструментах Гарри Партча (почти все они представлены в виде flash-модулей), услышать пояснения к каждому из них самого изобретателя (Partch explains) к сожалению, на английском языке и прослушать музыкальный пример (Music clip).

Рис. 50 Страница сайта http://musicmavericks.publicradio.org

Рис. 51. Систематизация инструментов Гарри Партча

Все инструменты систематизированы по группам (рис. …):

·  ударные;

·  струнные;  

·  другие.

При выборе инструмента появляется окно загрузки модуля с инструкцией  по управлению инструментом с помощью мыши или с использованием компьютерной клавиатуры.

Рис. 52. Инструкция по управлению инструментом

При нажатии кнопки OK. LET’S PLAY вы получаете доступ к самому инструменту.

Данный ресурс, несомненно, может быть востребован при изучении темы «Музыкальные инструменты». Модули инструментов могут послужить отправной точкой в разговоре о способе звукоизвлечения и материале, послужившем источником для создания инструмента, а также в разделах программы, касающихся музыки XX века, когда мысль учащихся будет обращена к идее поиска новых тембровых возможностей и «расшатывания» ладотональной системы. Учитель может также организовать исполнение одной из тем музыкального произведения, предназначенного для слушания на уроке на инструментах Гарри Партча. Например, попробовать сыграть тему из «Кармен-сюиты» и «Великий колокольный звон», вступление к хору «Вставайте люди русские» из кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева на инструменте, напоминающем оркестровые колокола (рис. …). Модули могут стать также полноправными участниками «живого» музицирования наряду с акустическими инструментами, внеся тембровое разнообразие или элемент неожиданности в исполняемую композицию.

Рис. 53. Один из инструментов Гарри Партча

В продолжение работы с ударными инструментами, предлагаем любому учителю (у которого есть интерактивная доска, или, по крайней мере компьютер), принести в класс ударную установку, а точнее, ее flash-модуль, который можно загрузить с сайта http://www.buckle.com/static/bscene/games/drums/drums.html (доступна только on-line), или альтернативную http://www.kenbrashear.com (с возможностью автономного сохранения на компьютере пользователя) и организовать работу над ритмической партитурой с участием виртуальных инструментов, работа над которой станет значительно интереснее, если в качестве аккомпанемента учитель будет использовать фонограмму (рис. …).