Интерактивная доска как новый инструментарий учителя музыки, страница 11

«Пользуясь этим привычным термином, – писал он, – мы не должны забывать всю его условность. Восприятие музыки нельзя сводить к одному из «видов деятельности учащихся», как это обычно делается по отношению к слушанию музыки. Активное восприятие музыки – основа музыкального воспитания в целом… Только тогда музыка может выполнить эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать и рассуждать о ней… Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний духовный мир учащихся, их чувства и мысли»[8].

Восприятие музыки – это процесс целостного, образного, эмоционально-осознанного постижения содержания музыкального произведения. Задача учителя – помочь ребенку найти свое отношение к музыкальному произведению, понять, какие чувства вызывает у него эта музыка, приветствовать даже несхожие варианты «слышания» новой музыки.

Тема «Звучащие картины», введенная в Программу «Музыка»[9] для общеобразовательной школы с 1-го класса и помогает детям не только войти в большой Мир Искусства, но и, знакомясь со знаменитыми картинами выдающихся художников прошлого и современности, ученики расширяют свои художественные впечатления, развивается их ассоциативно-образное мышление.

Представленные репродукции известных произведений живописи погружают детей в атмосферу различных эпох, помогая почувствовать колорит «звучащих» с картин музыкальных произведений, их принадлежность к народной или профессиональной музыке, увидеть внешний вид инструментов и исполнителей»[10].

Художники запечатлели процесс игры на музыкальных инструментах: это подчеркивается позой музыкантов, положением рук, мимикой лица, эмоциями, и  создает общее настроение картины.

Рассматривание каждой картины может сопровождаться звучанием уже знакомых или новых произведений – по выбору учителя. Важно, чтобы характер музыки соответствовал настроению картины.

Определив, какую по характеру музыку исполняют музыканты на картине, характер «звучащей картины», ученики вместе с учителем могут подобрать соответствующее этому настроению и эпохе музыкальное произведение.

I.  МУЗЫКАНТЫ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Рис. 43. П. Федотов "Портрет Н.П. Жданович за фортепиано"

Прогуливаясь по залам Русского музея, внимание музыканта не может не привлечь картина П. Федотова «Портрет Н. П. Жданович за фортепиано», 1849[11].

Выбор музыкального произведения созвучного этой картине может показаться довольно простым, но это только на первый взгляд.

Подбирая музыку, учитель должен руководствоваться следующими критериями:

·  Стиль, в каком написана картина;

·  Время воздания картины;

·  Настроение картины;

·  Композиция картины;

·  «Тональность» картины;

Полотно Павла Федотова «Портрет Н. П. Жданович за фортепиано» написано в 1849 году, несомненно, что девушка, изображенная на картине, исполняет классическую музыку и произведение, которое звучит должно быть сочинено до 1849 года. Это может быть, например, «К Элизе» Л. ван Бетховена.

При изучении творчества Франца Шуберта (тема: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» подтемы: «Образы песен зарубежных композиторов» и «Искусство прекрасного пения»),[12] учащимся предлагается выполнить следующее задание. Прослушав, предложенные песни Ф. Шуберта («Серенада», «К музыке», «Баркарола», «В путь»), выбрать ту, которая могла бы звучать во время одной из «шубертиад». Отправной точкой задания станет очень интересная и редкая копия картины Густава Климта (Gustav Klimt, 1862 – 1918), «Шуберт за фортепиано», 1899. (Картина сгорела в 1945году).

В программе MIMIO создадим новый документ, затем открыв вкладку «Вставить» на панели инструментов, в выпадающем списке выберем «Импортировать файл» и, указав в стандартном окне проводника нужный файл, подтвердим свой выбор нажатием кнопки «ОК». Эти же действия необходимо повторить для вставки всех аудио-файлов.