Человек на Земле. Восточное Средиземноморье и его ближайшие окрестности. Передняя Азия. Вокруг Святой земли, страница 45

Самые ранние погребения найдены,  естественно, в Иерихоне. Он наиболее детально исследован,  больше всего вложено было средств.  И  получены  были данные  по  нескольким  этапам  пришельцев,  которые скорее всего пришли не издалека.  Мне приходилось недавно найти место,  когда некоторые сторонники постоянных приходов сказали,  что имело место вторжение с севера с тяжелыми катастрофическими последствиями. Дальше выяснилось, что вторжение произошло из  города  на  расстоянии 80 километров - это два дня пути.  Но такова уже была установка.

В значительной  степени  обряд остается прежним.  В важных проявлениях духовной жизни население остается таким же.  Хотя погребение в склепах,  но главные  погребения  - по-прежнему черепа,  которые аккуратно ставятся,  за которыми всячески ухаживают,  которые имеют свое место. Но сама конструкция несколько    иная..........................................................

..............................................................     Покойник аккуратно заложен камушком.  Но внутри него традиция прежняя,  причем когда появились массовые погребения в склепах,  возникла проблема появления новых покойников.  По-прежнему самым главным является череп,  лишние кости просто выбрасываются.  То есть эта важная часть их отношения к предкам  продолжает сохраняться и в это время.

Погребальный обряд усложняется,  но в детали я вас посвящать не  буду, тем  более  что период это короткий - порядка 300 лет,  и детали интересуют только специалистов.  Важно здесь превращение керамики  в  городскую.  Даже если бы не было крепостных стен и всего прочего, мы можем об этом говорить, потому что растет число специализированных сосудов. Сложная городская жизнь предъявляет  требования  к  сосудам разной формы,  и они появляются.  Более четко становятся профилированными и более похожими на те,  что стоят сейчас у нас на кухне.  Пропорциональные, геометрически точные формы - специалисты уже набили руку, а некоторые даже уже изобрели гончарный круг.

Детали формы  тоже  более  четкие.  Из горшков вырастают более сложные формы, прежде всего кувшины с ручками. Эта форма существует по сей день.

Некоторые основные  памятники.  Тель  эль  Фарах  -  долина  Иордании.

Начинается полуфабричное производство,  времени на всякие детали  уже  нет.

Круг медленного вращения уже существует.  Начинается массовое производство, керамика перестает быть предметом,  на  который  проецируются  эстетические взгляды   общества.  Появляются  специализированные  предметы,  а  керамика переходит в разряд ...............  .  В  4  тысячелетии  сюда  прорывается куроаракская    культура.    Пришел   народ,   для   которого   эстетически реализовывалась керамика.  Сложный набор орнаментов.  Они жили  рядом.  Они пробились приблизительно до Мегиддо. Уже часть долины Иордана верхней - там уже жили куроараты. А тут они просто очень процветали.

Надо сказать,   что   именно   народы  Закавказья  очень  любили  сюда проникать.  Но в Палестину попасть было чрезвычайно трудно, она была как-то сама по себе устроена.  Однако до Геннисаретского озера они тоже проникали, но  потихонечку  рассосались,  не  оставив  каких-то  заметных  следов.  Но совершенно рядом видны два типа разного отношения к керамике.

Тель эль  Фарах  -  прочная  оседлость,   мощные   крупные   кладбища.

Большинство археологов и историков,  которые писали об этом районе,  жили в таких странах,  как Франция, Англия, Испания, Италия, где нет степей, и они себе очень плохо представляли, как себя на самом деле ведут степные жители.

И  они  вывели  такое  странное  предположение,   которое   совершенно   не подкрепляется  материалами:  эти  огромные  компактные  погребения  с тесно застроенными  могилами,  которые  друг  друга  не   пересекали,   оставлены собиравшимися  сюда  специально  кочевыми  племенами,  которые,  как только найдется у них покойник,  тут же покрывали большие расстояния  и  аккуратно укладывали  его  в  один  и  тот  же  склеп,  вырубленный  в  скале медными мотыжками.  Ничего подобного никогда у степняков не  было.  Степняк  обычно находил  курган,  желательно  насыпанный  до  него,  закапывал  туда своего дорогого покойника,  немного подсыпал земли и ехал дальше.  Если уж  совсем ничего не было, он насыпал маленький курган, а последующие добавляли.