Человек на Земле. Восточное Средиземноморье и его ближайшие окрестности. Передняя Азия. Вокруг Святой земли, страница 27

Что же  пришло  на  смену  концепции  постоянных  приходов  кого-то  в

Палестину?  Выяснилось,  что эти движения были,  скорее всего, внутри самой

Палестины.  Дело в том, что для пришельцев, которых насчитывалось до 5 волн

- в среднем по одной на тысячелетие,  - не смогли найти родины.  Ни один из районов, окружающих Палестину издали, не представил нам людей с культурами, которые  могли  бы  претендовать на то,  что мы видим в Иерихоне и вообще в долине Иордана в разные периоды упрощения жизни.

Это сюжет   важный,   и   я   на   нем   останавливался   и  еще  буду останавливаться,  потому что это важно для понимания духовной жизни,  и чем ближе мы приходим ко 2 тысячелетию до н.э.6 тем это важнее.

Палестина состоит,  как говорил про Галлию Цезарь, из трех частей. Вот то,  что  мы называем собственно Палестиной - сама долина Иерихона и горы к западу и к югу.  Все это тянется несколько южнее,  чем на этой  карте.  Тем более,  что тогда времена были более влажные и тут текли реки, росли леса и т.д.  Вторая часть - это низкогорье и степные районы,  включая и  Дамасский оазис. И, наконец, прибрежная полоса, где человек появился очень поздно. То есть, он там бывал регулярно и было несколько поселений достаточно древних, как вы, возможно, уже помните, но в целом эта полоса освоена не была. К югу лежит Синай,  тогда более влажный,  но уже тогда достаточно  неудобный  для жизни.  Пустыня  была  всегда,  а  водораздел рек Палестины и рек Сирии был достаточно  существен  не  географически,  а  с  точки  зрения   хозяйства, экономики.  Люди  ориентировались  на реки,  и бассейн Оронто основной реки

Сирии - всегда представлял собой  несколько  иной  культурный  регион.  Это нужно  четко  себе  представлять:  на наш взгляд несущественная,  граница в верховьях реки Иордана была на протяжении тысячелетий  существенной  гранью между  двумя  мирами,  из  которых  один был открыт влияниям,  прежде всего северной  Месопотамии  и  северной  части  Плодородной  дуги,  а  второй  собственно  Палестина  - практически влияниям не подвергался.  Даже периоды политического  контроля,  захвата   этой   территории   не   сопровождались сколько-нибудь  регулярным  присутствием  и  культурным воздействием на эту территорию.  Соответственно,  не сопровождались и  сколько-нибудь  заметным духовным  влиянием  и  на  то население,  о котором,  начиная с сегодняшней лекции,  мы  можем  сказать  нечто  более  определенное  относительно   его принадлежности.

Сегодня я буду рассказывать в  основном  о  собственно  Палестине,  но нужно помнить,  что это достаточно изолированный регион,  в рамках которого мы все время наблюдаем возрождение традиций.  То пульсирование, о котором я только что говорил,  касается не только жизни города, но и многих элементов материальной культуры.  Практически начиная с Кебары  через  докерамический неолит  А,  докерамический  неолит Б,  керамический неолит А,  керамический неолит Б и далее в ...  культуру,  о которой мы будем  сегодня  беседовать, идут одни и те же обычаи,  один и тот же набор приемов хозяйствования, одно и то же отношение к изобразительному  искусству,  и  то,  что  мы  знаем  о духовной культуре, позволяет говорить об определенной преемственности.

Прежде всего,  начиная с 9 тысячелетия - с докерамического неолита А мы  наблюдаем  одно  и  то  же  отношение  к  мертвым,  один и тот же обряд погребения. Вы знаете,  что в рамках существовавшего,  видимо, здесь долгое время  культа  предков особое внимание древнее население Палестины обращало на голову.  То есть,  постоянно она хранилась отдельно.  И сколько бы мы ни наблюдали  историю  здешнего  населения,  мы  видим  этот  обычай  в разных модификациях на протяжении пяти тысячелетий.  Попытайтесь себе представить:

5 тысячелетий одной и той же с небольшими модификациями модели, не присущей другим местам.  В определенные периоды,  особенно в  7  тысячелетии,  когда

Палестина  диктовала  культурную  традицию Плодородной дуге,  мы видим этот обычай выше и шире.  Потом он исчезает. Здесь же он сохраняется непрерывно.