Человек на Земле. Восточное Средиземноморье и его ближайшие окрестности. Передняя Азия. Вокруг Святой земли, страница 39

Все это раскрашено в разные цвета, а вокруг нарисовано нечто не поддающееся определению.  В книгах вы это  увидите,  там  это  называется  изображением слона, каковым оно, бесспорно, не является.

Гассульское искусство -  это  новый  этап  искусства.  Мы  говорили  о семантическом  и  фигуративном  искусстве,  говорили о семантизации.  Это совершенно  новое  искусство.  Попытка  изобразить  при  помощи   элементов фигуративного искусства,  скомбинированных по законам сугубо семантическим, некоторые  сложные  образы.  Здесь  нет   никаких   повторов.   Большинство изображений совершенно конкретны, в них есть какие-то отдельные черты живых существ.  Обычно в семантическом искусстве форма и содержание не вступают в противоречие:  простые идеи - условные знаки. Здесь идеи достаточно просты, хотя  и  сложнее,  чем  раньше,  а  средства  -  отдельные  части  реальных изображений.  За счет этого появляются такие монстры, которые воспроизвести совершенно невозможно.

Параллельно с   этим   существовало   фигуративное   искусство  в виде наскальных росписей,  уже достаточно сложных. Там мы видим изображение двух арфистов или арфисток,  играющих мелодии стоящему в середине леопарду.  Это очень  сложная  комбинация  реальных  деталей,   за   которой   ничего   не чувствуется.  Кто-то  назовет  это  слоном,  кто-то  -  кораблем,  другие человеком.

Все это  спроецировано  на  настенную  роспись.  При всей простоте быт

Гассула был высокостандиртизован:  разные формы керамики, разные украшения, разные   обряды   погребения  (немного),  но  достаточно  похожие  основные компоненты быта. В отсутствие руководящей, направляющей и регулирующей роли городов тем не менее сельское население было достаточно связано для высокой степени  стандартизации.  Возле  домов  стояли  прочные,  большие,   хорошо сделанные   ямы  для  зерна,  куда  были  вкопаны  глиняные  сосуды;  масса зернотерок, площадки для молотьбы и т.д.

Человек изобрел поддувало - это очень важное изобретение: впервые печь стала не открытым очагом,  а чем-то похожим на нашу печь.  Наличие топки  и поддувала   позволило  гораздо  интенсивнее  использовать  дрова,  ускорило процесс приготовления пищи.

Еще более  интересным  в  это время был переход к массовому разведению фиников и оливок. Это очень важные для питания людей Святой земли продукты.

Основным маслом здесь было масло оливковое, а основным сладким материалом финики.  Достижение состояло в  том,  что  люди  научились  выращивать  эти культуры  в  большом  количестве  на  компактных  площадях.  А значит,  они научились поливать сады. Если оливки могут вырасти и без особого присмотра, то финики требуют поливки.

Следующим этапом  была  встреча  с  виноградом.  После  этого   списка освоенного  был  закрыт.  Продолжают  делать  каменные  сосуды тех форм,  о которых мы  говорили,  причем  из  очень  твердых  пород.  Хотя  изобретена выплавка металлов,  основные орудия - каменные.  Это массовые и чрезвычайно обильные орудия. Но в той грубоватой технологии, о причинах распространения которой я уже рассказывал.  Они были массовы,  дешевы,  и никто не утруждал себя шлифовкой,хотя к этому времени она уже 5 тысяч лет  как была известна.

Мотыги,  крупные  скребки,  вкладыши  для серпов,  топоры и клинья каменной кирки. Такого обилия функциональных групп прошлое не знало.

И на  все  это  величие  -  всего  несколько  наконечников стрел.  Это население, прочно ориентированное на прокормление на небольшой территории с использованием  искусственного орошения.  В других поселениях иногда бывают стрелы, но, как правило, жители этой культуры уже ни на кого не охотятся. О

чем это свидетельствовало?  О том,  что,  видимо, всех уже выбили. Ни в это время,  ни в последующее попыток регулярной охоты за кем бы то  ни  было  с луком  и  стрелами  уже  не  было.  Охотиться  продолжали,  но на копытных, бегемота и слона. Естественно, тут стрелы помочь не могли, и они постепенно исчезают. Это свидетельствует о дальнейшей специализации на земледелии.