Человек на Земле. Восточное Средиземноморье и его ближайшие окрестности. Передняя Азия. Вокруг Святой земли, страница 31

90 процентов жителей Палестины никогда не  было  такого  количества  ценных вещей  - в любую эпоху.  Это 5 тысячелетие до н.э.  Может быть,  это было и раньше.  Было бы не удивительно,  если бы в Иерихоне такие люди были -  те, кто организовывал массовые строительные работы и большие группы вооруженных людей  для  охраны   города,   конечно,   имели   какие-то   дополнительные материальные  возможности.  Итак,  в  5  тысячелетии  впервые  в  Палестине зафиксированы очень  богатые  люди.  Сравнения  с  современностью  были  бы плоскими,  но это та категория людей,  которых один на десять тысяч в нашем обществе. Просто мне трудно перевести, но совершенно очевидно, что эти вещи были в Палестине у каких-то 50 человек.

Что важно для этого периода в целом?  К концу 5 тысячелетия совершенно очевидно общее процветание Палестины.  Густая заселенность, унифицированная очень культура.  Совершенно  ясно,  что  трудности,  с  которых  начиналось тысячелетие, ушли, как всегда временно, в прошлое.

В самом конце 5 тысячелетия происходят некоторые новые процессы,  но я расскажу только о части их. Растет количество тарной посуды, то есть растет количество запасов у населения.  С этого  момента  и  до  сегодняшнего  дня крупная  посуда для хранения больших количеств зерна - порой до трети тонны

-  становится  обязательным  элементом  деревенской  кухни.  А   формы   их традиционны - те же самые выпукло-вогнутые венчики, те же самые ручки-ушки, та же самая простая раскраска полосами красной краски.  Но ...  очень мало.

По-прежнему обильны топоры и мотыги каменные.  В связи с ними я думаю о еще одной  общей  закономерности  развития   материальной   культуры,   которая действует   до  сих  пор.  Предметы  массового  потребления,  прежде  всего крестьянские орудия труда,  всегда изготовляются в упрощенной технологии  и из дешевых материалов.  Вещь вроде бы тривиальная.  Но для археологов и для понимания того, чем были те народы, которые населяли Палестину позже, важно это  знать.  Грубые,  простые  каменные  технологии  совершенно не являются обязательным признаком раннего этапа  использования  камня.  Наоборот:  чем ближе  к  веку  металла,  и  особенно  в  начале века металла,  тем проще и примитивнее становятся каменные орудия земледельца,  его топор и мотыга.  В

них не вкладывают столько любви,  их не шлифуют часами и днями,  их наскоро обколачивают,  а вместо того,  чтобы затачивать,  просто отбивают кусок - и лезвие  снова становится острым.  Поэтому у крестьян этого времени мы видим очень много орудий гораздо более примитивных,  чем раньше.  Зато в  гораздо большем  количестве.  То  же  самое  с  серпами.  Человек  научился  быстро изготавливать новые орудия и не так возится с теми, которые у него есть.

Где-то в  конце  пятого  тысячелетия  -  между  4200  и  2800  - время каменного века в Палестине кончается.  Начинается век  металла.  Начинается равнинная  культура Гассул (рубеж 5 и 4 до последней трети 4 тысячелетия до н.э.). Очень длительный период, время многочисленных изменений.

К рассуждению  о  плюральности  я  должен  добавить  еще одну вещь.  В

Палестине не только было несколько очагов одной и той же культуры,  они  не только время от времени менялись местами,  вытеснялись и конфликтовали,  но они  и  не  одновременно  прекращали  свое  существование.  В  одной  части гассулская культура уже кончилась,  в другой части той же самой малюсенькой

Палестины она еще 200  лет  может  продолжаться.  Границы  между  периодами размыты в силу специфики этой страны. В Месопотамии и в долине Нила никогда такое не было возможным - это тоталитарное техногенное общество,  там  если что-то кончилось,  так уж кончилось на огромной территории. Здесь иной мир.

Вполне можно жить в 80 километрах  и  отставать  на  200  лет,  даже  не  в культурном  или  духовном  развитии,  а  в  технологическом.  Где-то кто-то использует  новые  приемы,  а  где-то  не  использует.  Никто   ничего   не навязывает. Механизм  этого  представить  себе трудно,  потому что аналогий нет.  Но сам по себе факт археология показывает совершенно очевидно,  и это позволяет много лучше представить себе мир.