Человек на Земле. Восточное Средиземноморье и его ближайшие окрестности. Передняя Азия. Вокруг Святой земли, страница 32

Гассулская культура  имеет  два  этапа:Бершеба  и  собственно  Гассул.

Бершеба:  рубеж  5-4  тысячелетия  -  вторая  четверть;  собственно Гассул:

середина 4 - последняя четверть 4.  Где-то раньше,  где-то позже,  но  в  3

тысячелетие не заходит.

Бершеба - это полусухая река на юге Палестины.  В целом в  те  времена там еще не было так сухо. Надо сказать, что Палестину сухой сделали люди на совершенно определенном этапе - где-то в конце 2 - начале 1 тысячелетия,  в эпоху  царств  (единого  царства,  потом  двух  царств) начинается массовое строительство крепостей,  дворцов, храмов, чего жиденькие леса Палестины не выдержали.  На  сегодняшний  день  существует  представление о том,  что не только общее высыхание,  которое коснулось всего региона, но и усилия людей привели к тому, что особенно южная Палестина стала пустыней и полупустыней.

В те времена, о которых мы говорим, этого еще не было.

В связи с тем,  что мы с вами входим в 4 тысячелетие до н.э., я должен вас ознакомить с тем,  как современная наука  представляет  время  фиксации семитов (не время их появления).

Что такое  глоттохронология?  К  какому  времени  можно   говорить   о существовании семитов в

Передней Азии?  Где-то конец 7 -  начало  6  тысячелетия.  И  уж  с  полной определенностью - как о семитах западных и восточных - 4 тысячелетие.

Итак, глоттохронология.  Принцип ее чрезвычайно прост.  Само  открытие было  сделано  после  войны.  Если взять 200 самых популярных слов в группе родственных языков,  то было доказано, что если данные языки разошлись 1000

лет назад, то из этих 200 слов (условно) 100 слов будут разными, а 100 слов останутся. Если они разошлись 2000 лет назад, то 50 слов будут одинаковыми, а остальные разойдутся.  И так далее.  Цифры,  разумеется,  условные, чтобы проще было  понять.  Процент  совпадения  может  быть  разным,  но  принцип достаточно  прост  и понятен.  На протяжении последних тысячелетий мы можем это проверить,  когда у нас имеются письменные памятники. Чем дальше будет, тем  эти  знания  менее  определенны.  Но  крупные  противоречия  с данными археологии  приходят,  когда  лингвисты  уходят  в  6-7  тысячелетия.   Там появляются  вещи,  которые  трудно  соотнести  с  нашими  более конкретными данными.

Что же касается более поздних времен,  то здесь принято - и у меня нет оснований  от  этого  отказываться  -   считать   данные   глоттохронологии достойными   репродукции   хотя  бы  в  нашей  лекции.  О  чем  эти  данные свидетельствуют?  К  началу  4  тысячелетия  на  территории  Передней  Азии существовали  народы семитической группы языков,  причем уже распавшиеся на восточных  и  западных,  а  точнее,  северо-восточных  и  юго-западных.   А

неразделенные  семиты  жили  еще  раньше  -  в  6  или  конце  7.  То есть, керамический неолит Иерихона (А и Б) и энеолит (Гассул,  4  тысячелетие)  это время,  когда здесь существует население семитической группы языков. Но в смешении с хананейскими ...  и  с  хамитскими  языками.  Хамитские  языки представлены  на  близлежащих  территориях  Африки.  Были  ли  представлены носители этих языков (лингвистически) на  территории  Палестины  -  неясно.

Хотя сам факт существования хананейского населения давно установлен. Что же касается носителей этих языков сейчас, то они все смещены. От Передней Азии не осталось совсем ничего.  И археологически мы не можем сказать,  где... .

Дело в том,  что глоттохронология дает дату и совершенно не дает географию.

Попытки  опровергнуть  афразийскую гипотезу и данные археологии закончились так,  что я не буду на этом останавливаться.  То,  что я вам рассказываю, это то, с чем согласно большинство серьезных исследователей.