Человек на Земле. Восточное Средиземноморье и его ближайшие окрестности. Передняя Азия. Вокруг Святой земли, страница 37

Палеолингвистика дает  нам  некоторые  характеристики  семитов  для  4

тысячелетия.  Они  полностью  совпадают  с  тем,  что  мы  знаем  из данных археологии по этому району для этого времени,  но  на  тысячу  лет  раньше.

Восстановленный  по  неизменившимся  словам  облик  прасемитского населения рассказывает о людях,  не знавших металла,  но уже оседлых  земледельцах  и скотоводах.  Видимо,  что-то тут в методике было неточно, все очень похоже, но не на 4 ,  а на 5 тысячелетие.  Но это проблема лингвистов и  нас  прямо касаться она не должна.

Переходим к следующему  этапу  истории  -  веку  металла.  Как  я  уже говорил, история эта связана с культурой

Гассул. Я расскажу вам о двух ее этапах (с оговоркой, что это могут быть не этапы, а локальные варианты). В Палестине очень трудно прослеживать этапы в силу  той  особенности,  о  которой  я  всегда  говорю   -   исключительное разнообразие путей развития.  То,  что нам кажется признаками архаическими, признаками чего-то более раннего,  может быть просто  спецификой  отдельных групп людей.

Это касается и хронологических рамок. В целом это 4 тысячелетие. Но на протяжении  последней  трети  этого  тысячелетия  параллельно с сельской (в основном) Гассульской культурой,  расположенной  в  основном  по  периферии долины  Иордана,  в  самой  долине  снова  возникают  городские  поселения.

Появляется то, что в литературе было названо протоурбанистическим периодом.

Это последняя треть 4 тысячелетия. Применяя этот термин, нужно помнить, что протоурбанистический период для Палестины в прямом смысле  слова  -  это  9

тысячелетие  до  н.э.  Первый  город  Иерихон  появился  именно тогда,  в 9

тысячелетии,  значит до того был "прото...". Но уже упоминавшаяся К.Кеннион имела  в виду не появление хотя бы одного города вообще,  не появление идеи города, а появление массовых городов.

Как раз  в  последней  трети  4  тысячелетия  и в Палестине,  и в двух центрах  техногенной  цивилизации  начинается  предгосударственный  период, выражающийся в том,  что города начинают появляться как массовое явление. В

техногенных районах впервые, а в Палестине очередное возрождение, но уже не одного города,  который на протяжении тысячелетий неоднократно то появлялся на одном и том же месте,  то исчезал,  а появление многих городов. Частично уже имела место городская цивилизация,  а частично продолжались гассульские традиции на периферии.

Когда я  буду  рассказывать вам об этой культуре,  нужно помнить,  что отсутствие в это время  городского  центра,  каковым  был  для  предыдущего времени  Иерихон,  не  означало  замедления эволюции общества ни в какой из сфер.  Просто все было рассредоточено, диссоциировано. Достаточно сказать о том, что открытие и широкое применение металла обошлось здесь без городских центров - за счет специализации небольших поселков.

Итак, ранний  Гассул,  или  Гассул  А,  который может быть и локальным вариантом классического Гассула.

В Абу   Матаре   были   найдены   остатки   маленьких   медеплавильных предприятий.  Выплавка меди - очень сложный процесс.  Руду привозили за 100

километров.  Надо  было  иметь  запасы  меди,  какие-то средства для обмена

(зерно).  В Тимне были обнаружены  шахты  -  круглые,  неглубокие,  от  дна которых  расходились  миниатюрные  штольни,  где  добывалась  медная  руда.

Сохранились орудия  древних  металлургов  -  клинья,  каменные  молоты  для отбивки  руды,  остатки  древесного  угля от выплавления.  Тут же находился небольшой поселок горняков.

В это  же  время  здесь,  на  юге  Палестины,  происходят существенные изменения в представлениях человека о мире. Появляются отдельные погребения

-  не в домах,  а на специальных кладбищах.  На долгое время любимым местом погребения здесь стали пещеры - на тысячелетия. Из тех украшений и каменных мозаик,  которые здесь были обнаружены,  мы узнаем,  что священным числом в это время в этой части Палестины, видимо, была семерка. Много символических изображений, крестов и т.д. Кроме медных изделий, уже достаточно крупных, в конце этого периода появляются изделия из бронзы.  Таким образом, бронзовый век  наступает  хотя  бы  в части Палестины не менее поздно,  а практически одновременно с бронзовым веком в Месопотамии.  И раньше,  чем в Египте. Это чрезвычайно важно.