Человек на Земле. Восточное Средиземноморье и его ближайшие окрестности. Передняя Азия. Вокруг Святой земли, страница 19

Но лежали не просто так.  Прекрасные скульпторы после того, как родственник уже некоторое время  полежит,  но  когда  его  еще  помнят,  брали  гипс  и формовали лицо покойного.  Все эти лица совершенно не похожи друг на друга, и для сходства в глаза вставляли раковины блестящие.  Представление о  том, что  душа  некоторое  время  находится  в  теле,  существовало,  и  все эти процедуры начинали не сразу.  Только по прошествии некоторого времени  душа якобы отлетала и можно было позаботиться об увековечении покойника.

Что касается богов,  то  они  были  стилизованные  -  плоские  большие фигуры,  и  это  совершенно другое искусство.  Порой они расписаны,  и даже можно увидеть бороды.  Кроме этого, в гораздо большем, чем в предшествующий период,  количестве  имелось  изображение богини-матери.  Начиная с ...  до более сложных изображений.

Для нас  важно,  что  некоторые из этих фигур уже являются прообразами изображения богини-матери по нижней части Плодородной земли.  Именно здесь, хотя  и  не  в  самом Иерихоне,  появляется уже законченный,  нашедший свое стилевое воплощение образ богини Плодородия:  женщина с гипертрофированными бедрами и подчас с ... головой . Нечто никоим образом не наводящее на мысль о  том,  что  женский   интеллект   считался   для   богини-матери   чем-то существенным. Важны были функции деторождения.

Как они трудились?  Все,  что можно сделать из  камня,  здесь  делали:

стрелы, серпы, мотыги, всевозможные сосуды, зернотерки, украшения, грузила, колонны священные.  Самое главное, что происходило улучшение технологии, но не  менялся  набор  орудий.  Все  совершенство,  которое  мы здесь видим на протяжении   тысячелетий,   -    это    совершенство    городской    жизни.

...сельскохозяйственная основа оставалась в прежнем состоянии. Так проходит для Иерихона второй...  .  В 6500 г.  город покинут. Следов битв и погромов нет.  Город  был  оставлен  без боя и долгое время стоял пустой.  Население куда-то ушло,  причины этого неизвестны. Единственное, что можно сказать, это  то,  что  в это время многие уходили со своих поселений в разные места

Палестины.

Потом туда снова придут люди. 02.11.93.

Л Е К Ц И Я 4

Знакомя вас с достаточно сложным и  необычным  предметом,  я  старался вначале чаще обращаться к общим закономерностям,  больше говорить о нормах, о том,  как и что реконструируется.  По логике нашего предмета чем  дальше, тем  он будет становиться конкретнее и несколько суше.  С одной стороны,  я буду апеллировать к тому,  что опыт интерпретации  (небольшой)  у  вас  уже сложился  на базе моих предшествующих лекций,  с другой стороны,  вы должны привыкнуть к этой материи.  Это не значит,  что интерпретаций не будет, без этого просто нельзя, они необходимы, для них и читается курс.

Сегодняшняя лекция хуже всего снабжена материалами на  русском  языке.

То  ощущение  первостепенности  техногенных цивилизаций,  которое привело к гипертрофии Месопотамии и Египта в курсах древнего Востока, применительно к

6-5 тысячелетиям максимально.  Поэтому об этих веках в истории Святой земли и  одновременно  о  первых  шагах  семитских  народов  на  этой  территории рассказано чрезвычайно мало. Вот почему роль сегодняшней лекции будет выше, чем  роль  предыдущих  и  последующих,  и  я  прошу  вас   быть   предельно внимательными.

Предметом нашего разговора сегодня будут являться два тысячелетия -  6

и 5,  на протяжении которых произошли очень большие изменения.  Хотя центры городской цивилизации по-прежнему были  точечными,  их  было  немного  (  в основном это деревенские цивилизации), письменность еще не появилась нигде, сложные государственные институты - тоже.

В некоторых   книгах,  особенно  вышедших  до  1965  года,  вам  может встретиться  даже  тезис  о  том,  что  имело  место  некоторое  запустение

Палестины  на  протяжении 6 - начала 5 тысячелетия до н.э.  Уже к 1975 году было известно,  что это не так. Но тем не менее изученность этих веков пока сравнительно  невысока,  хотя я постараюсь от вас это скрыть и рассказать в виде не менее подробном, чем было после, об этих временах.