Человек на Земле. Восточное Средиземноморье и его ближайшие окрестности. Передняя Азия. Вокруг Святой земли, страница 28

И второе: с 9 по 4 тысячелетия это обычай, когда покойные остаются вместе с живыми,  когда они хоронятся в домах.  Причем в 4 тысячелетии мы  наблюдаем интересные  изменения  этого  обряда:  хоронят по-прежнему в домах,  но дом делают специальный маленький глиняный,  домик-коробочку.  И  туда  помещают пепел. И снова мы видим расчлененные погребения - эта традиция жива. Это же можно сказать и о керамике, и о жилищах, и о самих городских поселениях, но все  это происходит в условиях непрерывной пульсации.  И это еще один общий сюжет, которым я хочу предварить сегодняшнюю лекцию.

Вот это пульсирование существовало в условиях также непривычных, когда каждая  долина  сколько-нибудь  крупная  внутри  долины   Иордана,   каждый сколько-нибудь  заметный приток здесь существовала своя группа населения со своим вариантом культурной  традиции.  Между  ними  происходил  непрерывный обмен,  они перемещались время от времени, то есть одна и та же идея всегда имела несколько модификаций,  несколько вариантов.  Вот эта плюральность  и соревновательность  отличают  Палестину  не только от Месопотамии и Египта, где население стремилось как можно скорее объединиться, слепиться в кучку и начать строить что-нибудь такое типа Вавилонской башни или пирамиды.  Здесь эта тенденция,  собственно говоря, не могла возникнуть, во всяком случае не возникала (применительно к археологии проще сказать "не возникала").  Много очагов,  не  слепляющихся  между  собой   и   представляющих   определенные возможности  выбора.  Это вы увидите сегодня на материале.  После двух этих представлений я вернусь к некоторым конкретным.

Керамические традиции в неолите Б развивают неолит А, что естественно.

Лучше качество,  как следствие - сложнее формы, но они все выросли из того, что  было  ранее.  Те  же  традиции росписи,  та же любовь к ручкам,  то же лощение,  тот же ангоб,  просто  все  несколько  лучше,  особенно  столовая керамика. Обычно кухонная керамика более традиционна.

Здесь , в Иерихоне, найдено меньше красивых вещей, меньше архитектуры.

Это следствие того,  что долгое время после периода керамического неолита Б

здесь никто не жил и происходил размыв культурного слоя.  Культурный слой это слой культурных остатков после жизни человека. Он состоит в основном из строительных  остатков  -  на  80  процентов  это  остатки  домов,  которые развалились, были разровнены, часть пошла на новую стройку, часть осталась.

Если сырцовый кирпич,  он нарастает быстро,  а здесь был  именно  он.  И  в результате  образуются  на территории Палестины горы гораздо более высокие, чем  окружающие.  Все  понимали,  что  чем  выше,  тем  лучше   -   удобнее обороняться,   поэтому   никто   ничего   не   разравнивал,  а  все  дружно надстраивали,  и сейчас они высятся над низкими окружающими холмами  весьма убедительно.

Керамика в это  время  лепная,  гончарный  круг  появляется  несколько позже. Вообще вопрос о появлении гончарного круга достаточно сложен, и если вам  будут  встречаться  какие-то  определенные  мнения  на  этот  счет   применительно  к ранней керамике - не ориентируйтесь на них.  Нужно,  чтобы выводы здесь делали специалисты,  а так бывает далеко не  всегда.  Проблема круга не проста.

Имеются укрепления  в  это  время,  достаточно   толстые,   достаточно большие.   В  конце  очередной  цикл  прямоугольных  каменных  зданий,  но, повторяю, культурный слой Иерихона этого времени существенно поврежден.

Что интересно  в это время еще?  Начинается распространение культурных навыков  и  духовных  традиций  вширь.  Иордан  влияет  на  многие   другие поселения,  и  просто  они  появляются заново.  Шаар ха Голан - место очень примечательное археологически.  Обычно, когда археологи ведут исследования, то самое важная особенность нашей науки - это отсутствие денег, и мы копаем всегда  очень  маленькими  площадями.  Так  везде  в  мире.  Я   не   помню специалиста,  которому  хватало  бы  денег на раскопки.  А бывают ситуации, когда копали не археологи,  а кто-то другой.  Тогда  проследить  культурный слой,  архитектуру  - люди не ставили себе такой цели.  Зато на поверхности оказывается масса красивых вещей.  Тут археолог  не  обязан  аккуратно  все раскапывать, поскольку все перевернуто, а может только собирать вещи. Таких памятников достаточно много,  и Шаар ха Голан относится к  этой  категории.