Человек на Земле. Восточное Средиземноморье и его ближайшие окрестности. Передняя Азия. Вокруг Святой земли, страница 40

В Гассуле 10 строительных периодов, т.е. она существовала очень долго.

Причем  тип  домов  совершенно  одинаков  для  всех  периодов,  а  керамика меняется.  Что интересно,  под самыми  нижними  зданиями  Гассула  керамика периода   керамического   неолита   Б.  Базой  этой  культуры  был  поздний неолитический Иерихон.  А вторая особенность этой культуры  -  ни  одно  из поселений  гассульской  культуры  не  породило города,  это были деревни по определению.  Когда в протогородской  период  начинают  появляться  города, когда  в начале 3 тысячелетия они становятся реальным и регулярным явлением в каждой сколько-нибудь крупной долине семитской Палестины,  они  возникают не на местах деревень эпохи Гассула.  Меняется очень многое.  Тип отношений человека и окружающей земли был каким-то  совершенно  иным.  Они  не  могли стать городами,  эти сытые  веками существующие деревни не содержали в себе чего-то,  что позволило бы им стать впоследствии городами. Хотя нельзя было сказать,  что  это  население,  очень  уж  скучно жившее.  В том же Гассуле найдено  святилище  (потом  форма  такого  святилища  будет  встречаться  в городской  цивилизации,  но не на этом месте),  оно датируется порядка 3700

лет до н.э.

Кроме Гассула,  памятников  этого  типа  очень  много,  но  все они по периферии долины Иордана,  хотя и в его бассейне.  Гассул в пяти километрах от  Иордана,  но уже в другой долине.  На прибрежной равнине уже появляются первые оседлые  крупные  поселения,  где  потом  будут  жить  филистимляне, гиксосы  и  т.д.  Те  же  самые керамические ассуарии,  прямоугольные окна, практически немногим отличающиеся от  современных  домов  этих  местностей, кроме  одного  отличия:покатая  крыша.  В  те  времена  еще шли дожди,  все остальное неизменно,  а плоская крыша появляется тогда,  когда  уже  нечему стекать.

Керамика очень похожа.  Я уже говорил о стандартности.  Тот же  набор:

птичьи сосуды,  конические кубки,  те же типы декора,  те же мотыги.  Но, в отличие от Гассула,  поселения  прибрежной  равнины,  менее  благоприятной, более сухой,  существовали только в дождливые периоды. Это явление, которое надо учитывать,  особенно когда вы представляете себе уже времена Авраама и позже.  Один и тот же район может быть объектом деятельности земледельцев в течение нескольких лет,  покуда идут  дождливые  годы  подряд:  семь  коров тощих, семь коров толстых. На период "толстых коров" люди поселялись, жили, возделывали поля, порой даже сады, а когда становилось сухо, год-два как-то мучались,  а  потом  забрасывали это место.  Вот такого рода перемещающиеся земледельцы составляли значительную часть населения степной  зоны.  Деревни не постоянные,  но чисто земледельческие. Это тип бытия, который был присущ и племенам ибри до их прихода,  и  многим  их  предшественникам  в  степной полосе к востоку от Палестины.

Здесь стрел несколько больше,  и это естественно: сельскохозяйственное население реже,  животные и птицы сохранились в большем количестве, есть на кого охотиться.

Следующий памятник  -  Абу  Матар.  О  его  странных жилищах я вам уже рассказывал - те, кто жил в пещерах. Пещеры были коммунальными. Опустившись на 2-7 метров на глубину, вы оказывались в помещении круглом, от которого в разные стороны отходили короткие тоннели. Порядка 5-7 комнат площадью 12-15

метров окружали этот общий холл,  в котором были хозяйственные ямы, ямы для хранения воды и т.д.  Очаги были на поверхности - разводить огонь  в  таких пещерах было просто опасно.

Жили очень подолгу,  там много жилых слоев.  После  разрушения  пещеры могли выкапывать на этом месте новую пещеру, но уже с искусственным верхом.

Видимо,  этот тип жизни их устраивал долгое время, но в конце этого периода мы снова видим наземные прямоугольные дома.