Человек на Земле. Восточное Средиземноморье и его ближайшие окрестности. Передняя Азия. Вокруг Святой земли, страница 44

Палестины и принесло с собой земледелие.  Только в это время и под влиянием

Палестины что-то появляется здесь.

Вот теперь  кратко о протоурбанистическом периоде. Это последняя треть

4-го тысячелетия.  Частично  сохраняется  гассульское  население,  частично распространяется население, которое создало тот обряд погребения, о котором я говорил: погребение в склепах, высеченных в скале.

По керамической  традиции  это  продолжение Гассула.  Но в погребениях часто помещается парадная керамика,  а не бытовая,  поэтому есть  некоторое отличие. Тем не менее ведущие формы сохраняются.

Почему так важна керамика?  Она массовая, поэтому выводы статистически надежны.  Она быстро меняется,  поэтому по ней можно узнавать время.  И она никогда не повторяется у разных народов,  поэтому по ней (в основном по ней в дописьменный период) можно отличать технические ........... .

Что сохранилось из прежних времен? Ручки-прилепы. Ручки-ушки. Миска.

Что появилось  нового?  Придумали  носик.  Любовь  к  чайнику отличает народы Палестины по сей день,  хотя с чаем это,  по  всей  вероятности,  не связано.  Ручки тысячу лет сохраняются.  Базовая основная,  массовая посуда здесь все время одна и та же.

Еще новое - маленькая кружка. Никакие покойники этого времени не могли быть отправлены в мир иной без этого предмета и без миски.  То есть пища  и питье - то ли настоящие, то ли условные.

Кроме того,  появляются серолощеные подражания каменным  сосудам,  они становятся  более  мощными,  более массовыми.  Это керамика типа Ездрелона.

Глубокие миски,  из  которых  потом  выросли  низкие  горшки,  и  миски  на прорезных поддонах. Это придумано еще тысячу лет назад и делалось из камня, а потом в долине Ездрелона придумали,  что можно  делать  то  же  самое  из глины,  и  еще  тысячу  лет  делали.  Традиции  держались здесь чрезвычайно прочно.

Что интересно  в  этом периоде из более общих вещей?  Появляется много новых поселений, большинству которых суждено было  стать городами,  потому это и называется протоурбанистическим периодом.  Но начинается это еще в последней трети  4  тысячелетия.  Скорее всего это результат роста численности населения,  его плотности, усложнения социальных связей и формирования  более  сложных  институтов  типа  города.

Потому  что  ниоткуда  вывезти  это невозможно - носители этой традиции в 4

тысячелетии, в общем-то, такие же и в Египте, и в Месопотамии, и в северной

Сирии,  и  на  побережье.  Заимствовать было не у кого.  Это так называемый додинастический период Египта и дописьменный период Двуречья.

Данные об этом периоде - в основном из погребений.  Потому что все эти поселения оказались под большими городами, коль скоро эти поселения были их предтечами,  а как следствие - докопаться до них очень трудно. Толщина стоя обычно десятки метров, докопаться до самого низа, не обрушив борта, удается далеко не всегда, и нижние слои всегда изучены плохо.

Что касается погребений,  то их достаточно много.  Я расскажу только о нескольких  комплексах,  но  поселения  были,  они  только  плохо  изучены.

Частично это поселения с тонким слоем,  частично это уже  настоящие  города типа Мегиддо.

Три ситуации:  новые населенные пункты,  из  которых  выросли  города;

населенные пункты,  из которых города не выросли (их мало); города, к этому времени уже существующие и продолжающие развиваться, типа Мегиддо.

В связи с этим надо напомнить, что долина Ездрелона, выходящая к морю,

- это особая часть Палестины. Она живет и по законам приморья, и по законам долины Иордана. И здесь преемственность культурная гораздо сильнее.

Она далеко от  степи,  если  сюда  действительно  периодически  кто-то приходил  и  что-то  здесь делал,  то до Ездрелона обычно никто не доходил, здесь преемственность,  накопление культурного потенциала  шли  в  наиболее благоприятных  условиях.  Но  с  другой  стороны,  именно эти благоприятные условия бытия создавали хананейский тип  развития:  сытый,  цивилизованный, комфортный,  с соответствующими,  в общем-то негативными, последствиями для духовной жизни.