Разработка рекомендаций по выбору варианта инвестирования для расширения производственного потенциала компании, страница 8

При оценке бизнеса в рамках сравнительного подхода используется 2 типа информации: рыночная и финансовая. Рыночная информация представляет собой данные о фактических ценах купли-продажи акций предприятий, аналогичных оцениваемому. Финансовая информация необходима для финансового анализа и обычно представлена бухгалтерской и финансовой отчетностью, а также дополнительными сведениями, позволяющими определить сходство компаний и провести необходимые корректировки, обеспечивающие необходимую сопоставимость. Финансовая информация должна быть представлена отчетностью за последний отчетный год и предшествовавшие ему периоды (обычно 4 года).

Методы данного подхода базируются на сопоставлении стоимости оцениваемого предприятия со стоимостью аналогичных предприятий. Традиционно в рамках сравнительного подхода выделяют 3 основных метода:

-  рынка капитала (компании-аналога),

-  сделок (продаж),

-  отраслевых коэффициентов[16].

Преимущества сравнительного подхода:

-  реальное отражение спроса и предложения на данный объект, адекватно учитывающее риск и доходность;

-  более высокая обоснованность по сравнению с другими подходами, основанными на расчетах и прогнозах.

Основными недостатками являются следующие:

-  базой для расчета являются достигнутые в прошлом финансовые результаты, следовательно, игнорируются перспективы развития предприятия в будущем;

-  сложность поиска действительно сопоставимых предприятий-аналогов (как результат - необходимость проведения корректировок и внесения поправок при использовании относительно сопоставимых предприятий);

-  сложность получения финансовой информации по предприятиям-аналогам[17].

Методология сравнительного подхода:

1.  Объектом оценки является некая закрытая  или формально открытая компания, чьи акции недостаточно ликвидны.

2.  Среди открытых компаний с достаточно ликвидными акциями находится компания-аналог. Основными критериями для отбора компании-аналога являются:

-  отраслевое сходство (принадлежность к одной отрасли);

-  уровень диверсификации производства;

-  характер взаимозаменяемости производимых продуктов[18];

-  экономическое положение, зависимость от одних и тех же экономических факторов;

-  стадия экономического развития;

-  размер компании (объем реализации продукции и услуг, размер прибыли, число филиалов, географическая диверсификация[19]);

-  перспективы роста;

-  структура капитала.

3.  За основу берется рыночная стоимость акций компании-аналога и общее их количество, находящееся в обращении.

4.  С учетом различных корректировок на оцениваемую компанию переносится соотношение между рыночной ценой компании-аналога и объявляемыми финансовыми результатами ее деятельности и структурой ее капитала.

5.  Указанное соотношение умножается на соответствующие показатели текущих финансовых результатов оцениваемой компании – тем самым оценивается предположительная стоимость закрытой компании, которая наблюдалась бы на фондовом рынке, если бы ее акции были ликвидны и размещены на этом рынке.

Данная методология несколько завышает стоимость закрытой компании, т.к. ее акции фактически неликвидны.

Чем более развит и финансово прозрачен (т.е. опирается на широко публикуемую и надежно аудируемую информацию о компаниях, чьи акции торгуются на нем) фондовый рынок страны, тем более оценки, получаемые на основе рыночного подхода, отвечают требованиям стандарта обоснованной рыночной стоимости бизнеса[20]. Следовательно, необходимыми условиями применения данного подхода являются:

1.  Наличие активного рынка собственности, для извлечения данных о фактически совершенных сделках;

2.  Открытость рынка и доступность финансовой информации оценщику;

3.  Наличие специальных служб, источников, накапливающих необходимую ценовую и финансовую информацию.

Далее рассмотрим более подробно основные методы рыночного подхода.