Разработка рекомендаций по выбору варианта инвестирования для расширения производственного потенциала компании, страница 2

Важнейшее место в концепции управления ориентированного на увеличение стоимости принадлежит оценке стоимости предприятия (компании), оценке стоимости бизнеса. Периодическое проведение оценки стоимости бизнеса важно для анализа эффективности управления предприятием. Традиционные методы финансового анализа основываются на анализе финансовых коэффициентов и учитывают только данные бухгалтерской отчетности предприятия. В процессе оценки стоимости предприятия наряду с внутренней информацией анализируется и внешняя, которая характеризует условия функционирования предприятия в регионе, отрасли и экономике в целом.

Оценка предприятия (бизнеса) означает определение в денежном выражении стоимости, которая может быть наиболее вероятной продажной ценой и должна отражать полезность производимого товара и затраты, необходимые для этой полезности, а так же положение предприятия на рынке, наличие неосязаемых (нематериальных) активов, внешнюю конкурентную среду и внутренние особенности построения бизнеса. Оценка стоимости может так же рассматриваться как способ определения в стоимостном выражении возможных конечных результатов деятельности предприятий на основе использования финансово-экономического анализа.

Таким образом, цель оценки – расчет и обоснование рыночной стоимости[3] предприятия (т.е. фактически стоимости, по которой данное предприятие может быть продано и приобретено).

Оценка предприятия изначально зависит от того, в расчете на какой сценарий его развития, т.е. на какой вариант решения по поводу его дальнейшей судьбы, делается такая оценка. Таких сценариев, по сути, может быть два:

1.  Оценка предприятия как действующего;

2.  Оценка ликвидационной стоимости[4] предприятия (т.е. в расчете на дальнейшее прекращение бизнеса)[5].

Проведение оценки стоимости действующих предприятий необходимо в следующих случаях:

-  продажа предприятия,

-  реорганизация (слияние, поглощение, разделение, ликвидация),

-  купля-продажа акций предприятия на рынке ценных бумаг,

-  осуществление инвестиционного проекта развития предприятия, когда для его обоснование необходимо знать исходную стоимость предприятия,

-  получение кредита под залог имущества.

Достоверность оценки зависит от того, насколько правильно определена область использования результатов оценки в дальнейшем (т.е. назначение оценки). Назначение оценки обуславливает выбор определения (вида) стоимости, которую необходимо оценить (таблица 1). Один и тот же объект будет иметь разную стоимость  при оценке разных видов  его стоимости.

Таблица 1

Взаимосвязь между целью оценки и видами стоимости

Цель

Вид стоимости

Купля-продажа акций, облигаций, предприятий

Справедливая рыночная стоимость, инвестиционная стоимость

Принятие внутренних инвестиционных решений (реорганизация, развитие предприятия)

Инвестиционная стоимость

Возможная ликвидация

Ликвидационная стоимость

Создание объекта аналогичного оцениваемому

Стоимость замещения, стоимость воспроизводства.

Стоимость воспроизводства – совокупность затрат, требующихся на воспроизводство копии объекта с применением тех же или иных аналогичных материалов и технологий, рассчитанная в текущих ценах [20; 27].

Стоимость замещения – текущая стоимость нового объекта, являющегося по своим характеристикам наиболее близким аналогом оцениваемого объекта.

Другими словами, стоимость воспроизводства – это стоимость создания точной копии объекта, а стоимость замещения – это стоимость создания объекта с полезностью, равной полезности оцениваемого объекта.

Справедливая рыночная стоимость – это стоимость компании как отдельного бизнеса. Она учитывает размер компании, ассортимент товаров и услуг, качество управления, долю рынка, уровни ликвидности и заемного финансирования, общую рентабельность и другие характеристики бизнеса [34; 21].