Разработка рекомендаций по выбору варианта инвестирования для расширения производственного потенциала компании, страница 7

9. Расчет текущих стоимостей будущих денежных потоков и стоимости в постпрогнозный период. На данном этапе необходимо суммировать текущие стоимости периодических денежных потоков, которые приносит объект оценки в прогнозный период и текущие стоимости в постпрогнозный период. Так определяется величина стоимости бизнеса.

10. Внесение итоговых поправок:

-  поправка на величину стоимости нефункциональных активов (необходимо добавить их стоимость к полученной оценке бизнеса)[11],

-  поправка на неконтрольный пакет акций (необходимо сделать скидку, если оценивается неконтрольный пакет)[12].

Метод капитализации доходов основан на предпосылке, что стоимость доли собственности в предприятии равна текущей стоимости будущих доходов, которые принесет эта стоимость.

    Чистая прибыль
 
 


Ставка капитализации

 
Стоимость =                                                                                      (1.5)

[13]

Метод капитализации доходов наиболее подходит для ситуаций, в которых ожидается, что предприятие в течение длительного срока будет получать примерно одинаковые величины дохода (или темпы его роста будут постоянными).

Данный метод применяется довольно редко, из-за значительных колебаний прибылей и денежных потоков по годам.

Существует несколько разновидностей метода в зависимости от принятой базы дохода:

-  метод капитализации чистой прибыли,

-  метод капитализации выплаченных дивидендов,

-  метод капитализации прибыли до уплаты налогов.

Основные этапы метода:

1)  Анализ финансовой отчетности (балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках), поправки на чрезвычайные и единовременные статьи баланса и отчета, которые, скорее всего, не повторятся  в будущем, например:

-  доходы от продажи части предприятия,

-  поступления по различным видам страхования.

2)  Выбор величины прибыли, которая будет капитализирована. Данный этап подразумевает выбор периода деятельности, результаты которого будут капитализированы:

-  прибыль последнего отчетного года,

-  прибыль первого прогнозного года,

-  средняя величина дохода за несколько последних отчетных лет (3-5).

На практике обычно выбирается прибыль последнего отчетного года.

3)  Расчет ставки капитализации. Ставка капитализации обычно выводится из ставки дисконтирования путем вычитания ожидаемых среднегодовых темпов роста дохода.

Существует несколько методов определения ставки дисконтирования, наиболее распространены метод оценки капитальных активов, модель WACC.

При известной ставке дисконтирования:

Rk  =  Rd  –  g                                            (1.6)

Rk – ставка капитализации

Rd – ставка дисконтирования

g – темпы роста дохода

4)  Определение предварительной величины стоимости.

5)  Внесение поправок на наличие нефункциональных активов и контрольный / неконтрольный характер оцениваемой доли.

Метод капитализации доходов применяется, как правило, для оценки мелких предприятий.

В связи с тем, что в ходе данного исследования для оценки были выбраны достаточно крупные предприятия[14] с достаточно длительной историей хозяйственной деятельности, а так же в связи с тем, что данные предприятия не получают стабильных доходов (либо темп роста их доходов не постоянен) применение метода капитализации является не целесообразным. Поэтому для определения стоимости выбранных предприятий на основе доходного подхода был выбран метод дисконтирования денежных потоков.

Помимо доходного подхода оценка предприятия как действующего реализуется в рамках рыночного (сравнительного) подхода.

В соответствии с данным подходом стоимость предприятия определяется как сумма, за которую оно может быть продано при наличии достаточно сформированного рынка. В основе данного подхода лежит принцип замещения[15], в соответствии с которым покупатель не заплатит за объект цену большую, чем цена другого объекта с аналогичными характеристиками. Следовательно, наиболее вероятной величиной стоимости оцениваемого предприятия может быть реальная цена продажи аналогичного предприятия, зафиксированная рынком.