Проблемы распрвделения прибыли, страница 11

Помнить о стимулирующей роли налога - главное в экономической политике государства. Налог должен способствовать расширению объема производства и создавать условия невыгодности для коллектива препят­ствовать такому расширению; стимулировать сохранение экологической среды.

Налог в любом случае не должен быть непосильным, подрывающим основы высокого уровня жизни производителей; сдерживать оптимальные темпы развития производства; сковывать интенсивное развитие узловых видов производств.

В повышении эффективности общественного производства важное значение имеет проблема охраны окружающей среды и рационального использования ресурсов. Рост промышленного производства приводит к увеличению материальных благ, необходимых для общества, но и увеличи­вает уровень загрязнения ^окружающей среды. Для борьбы с загрязнением окружающей среды требуются большие затраты, источники финансирова­ния которых еще не установлены в качестве единого мнения специа­листов.

Одни экономисты считают, что затраты по охране окружающей среды должны включаться в себестоимость продукции, а это при прочих равных условиях приводит к повышению цен на нее. Вторая точка зрения состоит в том, что затраты на охрану окружающей среды должны возмещаться за счет прибыли. Более правильна вторая точка зрения, поскольку 8 этом случае повышается заинтересованность предприятий в осуществлении природоохранных мероприятий. В системе распределения прибыли не­обходимо предусмотреть отчисление в фонд охраны окружающей среды.

Это отчисление целесообразно производить по стабильному нормативу из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Этот норматив должны устанавливать местные органы власти сроком на 5-10 лет, руководствуясь при этом уровнем загрязнения окружающей среды.

77


Целесообразно изменить порядок и сроки уплаты в бюджет промышлен­ными предприятиями налогов. Дело в том, что сроки платежей едины для всех предприятий. При этом не учитываются циклы производства и реали­зации продукции, которые у многих предприятий различны. Срок уплаты для ряда предприятий наступает тогда, когда они еще не зачислили на свой счет денежные средства. Это значит, что они вносят в бюджет причитаю­щиеся платежи авансом.

Когда предприятия постоянно вносят платежи авансом, то остаются без достаточных средств на хозяйственные нужды и прибегают к использо­ванию банковского кредита. Поэтому важно дифференцировать порядок взносов в бюджет налогов предприятий в зависимости от особенности работы, длительности производственного цикла. Это способствовало бы более рациональному использованию денежных средств промышленных предприятий.

^ В настоящее время широкий интерес представляет опыт развитых капиталистических стран в области распределения и налогообложения прибыли. В странах рыночной экономики в течение многих десятилетий совершенствуется система налогообложения прибыли.

По мнению некоторых американских экономистов, "снижение норм налогообложения приводит к такому росту производства, которое компен­сирует временное уменьшение бюджетных поступлений. Увеличение налогового давления приводит к росту доходов бюджета лишь до какого-то предела, за которым резко сокращается облагаемая часть национального производства в результате падения деловой активности, сокращения стимулов предпринимательства, расширения производства.

Налоги как экономические регуляторы действуют только в известных пределах, сверх которых они дают отрицательные результаты: вместо придания экономике большей контролируемости и сбалансированности нередко углубляют и порождают диспропорции. Чрезмерное налогообло­жение снижает стимулы к эффективной работе, производительность труда резко сокращается.

По мнению ученых западных стран, существуют оптимальные размеры налогообложения, обеспечивающие как гармоническое сочетание рыноч­ных и налоговых стимулов, так и оптимальность размеров госбюджета. Высокие налоги оказывают негативное воздействие на эффективность труда, стимулируют уход в теневую экономику. Рост поступлений в бюд­жет за счет повышения налоговых ставок с определенного момента не компенсирует сокращение доходов вследствие свертывания экономи­ческой активности и уклонения от налогообложения, а за известными пределами может привести к сокращению общей суммы налоговых поступлений.