Проблемы распрвделения прибыли, страница 7

Малорентабельным предприятиям система платежей в бюджет из валового дохода оказалась непосильной.

Введение налогообложения дохода не ограничило рост денежных доходов работников предприятий, так как последние стремились направ­лять большую часть дохода, остающегося в их распоряжении, на мате­риальное поощрение.

С переходом к налогообложению валового дохода предприятия начали сокращать численность производственного персонала, в результате чего обострилась проблема занятости населения, а вместе с ней и возросла социальная напряженность.

В настоящее время виды производств различаются по фонде-, трудо-, наукоемкости, и это не является ни заслугой, ни недостатком того или иного предприятия. При налогообложении валового дохода предприятия, имеющие трудоемкие и наукоемкие производства, были поставлены в неравные условия с теми предприятиями, у которых этот показатель ниже. Этот вывод, кстати, подтверждает и мировая практика. Обложение нало­гом дохода за рубежом применяется в основном лишь по отношению к мелкому бизнесу. Следует отметить, что во многих развитых капиталисти­ческих странах объектом налогообложения является прибыль.

Переход на налогообложение валового дохода потребует ввода новых форм бухгалтерской отчетности. Существование различных статей затрат, которые необходимо вычесть из валового дохода, чтобы получить налогооблагаемый, предоставило предприятиям хорошие условия для внесе­ния неполных сумм налога в бюджет, ведения финансовых махинаций. Наличие прибыли и валового дохода в отчетности создало определенные трудности для проведения аналитической и ревизионной работы. С введе­нием налогообложения дохода увеличилась загруженность, численность финансовых служб и налоговых инспекций.

Таким образом, вышеизложенные недостатки перехода на налогообло­жение валового дохода позволяют сделать вывод о том, что прибыль является более предпочтительным объектом обложения. Дискуссии в литературе по вопросу выбора объекта налогообложения характерны и для стран с развитой рыночной экономикой.

Суммы, внесенные в бюджет в виде санкций в соответствии с законо­дательством России, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение прибыли, остающейся в распо­ряжении предприятия. К таким санкциям относятся взносы в бюджет прибыли, полученной- в результате несоблюдения стандартов и техниче­ских условий, а также прибыли, полученной в результате нарушения госу-

71


дарственной дисциплины цен, и штраф в размере незаконно полученной прибыли. Кроме того, сюда включаются финансовые санкции, взимаемые налоговыми органами. Эти санкции должны включаться в состав вне­реализационных расходов, так как при их отнесении на чистую прибыль размеры последней уменьшаются.

Прибыль от страховой деятельности, осуществления отдельных банков­ских операций и сделок не следует исключать из сумм валовой прибыли, полученной предприятием, так как это в определенной степени сужает объект обложения. Освобождение от налога прибыли от производства и реализации произведенной сельскохозяйственной продукции стимулирует производство промышленными предприятиями этой продукции; такая мера вносит определенный вклад в решение продовольственной пробле­мы. Из валовой прибыли следует вычитать суммы прибыли от реализации экспортной продукции и сверхплановой прибыли от реализации товарной продукции.

Для целей налогообложения валовую прибыль следует уменьшать на суммы снижения расходов на оплату труда. Такой порядок существовал в 1991 г. Эта мера внесет определенный вклад в ликвидацию инфляционных явлений в экономике России.

С валовой прибыли должны списываться взносы, сделанные предприя­тиями и организациями в благотворительные фонды. Такая практика суще­ствует во многих странах. Это значительно стимулирует благотворитель­ную деятельность и по существу является скрытой формой бюджетного финансирования. Достоинствами такого типа финансирования являются его децентрализованность, широкая возможность использования средств для региональных целей, непосредственный контроль за расходованием средств на местах как со стороны трудовых коллективов, так и со стороны общественности. С госбюджета снимается определенная доля нагрузки по аккумулированию и перераспределению этих средств, снижается вероят­ность использования их по правительственным решениям на другие, кроме благотворительных, цели. Также формируется заинтересованность регионов в эффективной работе предприятий, размещенных на данной территории.