Этапы развития управления. Цели управления и задачи управления, страница 2

Под краткосрочными целями понимают цели, формулируемые на период значительно меньший, чем обозримый горизонт (как правило квартал, год)

Различия в формулировке краткосрочных и долгосрочных целей состоит в следующем: долгосрочные цели в основном определяют направление движения организации и направлены на обеспечение устойчивости развития данной организации. Долгосрочные цели чаще всего не могут быть точечными. Их определяют как цели с неточным результатом.

Краткосрочные цели предполагают либо фиксацию достижения цели. либо эти цели являются экстремальными. Перенос этих целей на долгосрочный период может иметь плачевные результаты.

Третьим уровнем во временной иерархии целей являются задачи управления, под которыми понимают достижение определенного результата в связи с простр.- временными параметрами и ресурсами, выделенными для их решения.

Если цель не предполагает точно заданного времени разрешения, ресурсов и места, где она будет достигнута, то задача предполагает наличие всех трех составляющих.

Под траекторией достижения понимают совокупность задач для достижения цели

Характер цели очень влияет на траекторию ее достижения:

—безальтернативный

—ресурсно-управляемый

—альтернативные с фиксированной конечной целью

—альтернативные с нефиксированной конечной целью

Обычно траекторию достижения цели принято изображать в качестве сетевого графа.   

1.Для безальтернативной траектории достижения цели

2.При ресурсно-управляемой траектории достижения цели общий характер графа не меняется , однако для каждой задачи должен быть указан предел ресурсов, которые могут быть направлены на ее решение

3.Альтернативные: решение одной или нескольких задач может оказаться неоднозначным

4.Альтернативные траектории с нефиксированной конечной целью

Критерии достижения цели и дерево цели.

Под критерием достижения цели понимается параметр, имеющий шкалу измерений, который характеризует достижимость одной или нескольких сторон достижения цели . Критерий переводит общие пожелания, которые формулируются на первом этапе, в вполне  конкретные измеримые параметры.

Для формирования критериев, позволяющих измерить достижение цели используется метод построения дерева цели. В соответствии с этим методом глобальная цель организации структурируется по определенной совокупности структурно-логических признаков.

Выделяют следующие группы структурно-логических признаков:

1.универсальный признак структуризации, которая выделяет количественные и качественные аспекты достижения цели

2.общие признаки структуризации

—деление целей по сфере своего проявления (фин., экономические, внутрипроизводственные  и т.д.)

—признак того, кто инициирует цель

1.цели инициируются самим органом управления

2.цели инициируются объектом управления

3.цели инициируются собственниками или вышестоящими организациями.

4.цели инициируются внешней средой (покупатели, налог. инспекторы и т.д.)

—деление по видам продукции и по видам сырья и материалов

Помимо этих признаков могут существовать индивидуальные, которые связаны со спецификой цели и т.д.

Дерево выглядит следующим образом:

Цель структурируется до тех пор, пока для нижней подцели не может быть найден адекватный измеритель данной цели.

Практика показала, что крупная цель может быть реально измерена примерно 50 параметрами.

Цель  управления в иерархических организациях

Система целей, которая может быть сформулирована для верхнего уровня - неоднозначна.

Любая организация требует, чтобы подразделения понимали цели организации в пределах подразделения.

Максимизация прибыли с одной стороны может  выглядеть как минимизация расхода материалов, а с другой стороны как минимизация сроков изготовления продукции, как поставку точно в срок и т.д.