Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого, страница 8

Кн. Андрей не защищен в любви. Весь свет – и он теряет этот свет. И Пьер, который помог Андрею на пароме, который помог Наташе, не может помочь Андрею сейчас. Человеку можно помочь, если он хочет, чтобы ему помогли, князь Андрей не хочет.

Любовная катастрофа ставит обоих героев на край пропасти. Наташу Пьер спасает просто – своей любовью. Наташа стоит на краю гибели, она в ужасе от того, что она совершила. Она кажется себе ужасной, потеряла цену себе в глазах. А Пьер – человек, которого она всегда уважала, он лучший друг Андрея. И то, что Пьер говорит ей о любви – это ее спасает. И это спасение для самого Пьера, потому что его снова утащило в болото, в свет. Масонство уже не помогает. И Наташа дает ему какой-то жизненный просвет.

Толстой понимает, что жизненный простор может открыться совершенно случайно для человека. Пьер радостно встречает комету 1812 года. Он счастлив, ездит по Москве в распахнутой шубе. Для Пьера война 12 года тоже принесет испытания, но и счастье.

Война перед всеми героями Толстого распахнет горизонты, откроет пространство, где гибель стоит перед каждым. Это время испытаний и открытий.

Война 1812 года. С середины 3-его тома война становится центром повествования. 3 том открывается философским отступлением, потому что для Толстого война – это самое явное проявление истории, поэтому нужна философия истории. Философия истории Толстого касается вопроса о движущих силах войны.

Толстовская философия начинается с полемики, он спорит с официальной историей России и Франции. Главное полемическое утверждение – личность, выдающийся человек ничего не решает, ничего не значит В истории значимы поступки всех людей. И эти разнонаправленные силы дают равнодействующую, которая ведет к поступкам.

1.  Не личность, а масса.

Оружие выдающегося человека – разум, понимание, анализ сознания, но если личность ничего не решает, то значит разум, действительно, ничего не значит. А масса, по Толстому, уподобляется рою, стае. В жизни массы ведет не разум, а инстинкт, т.е. все крупные исторические события совершаются бессознательно.

Масса чувствует рок, фатумные события предопределены неким высшим существом. И масса чувствует это предопределение и поступает так, как требует это предопределение. Толстой – фаталист. Деятельность главнокомандующего как руководителя военных действий бессмысленна. Он силен только своей интуитивной связью с массой.

Если князь Андрей или Пьер подумаю совершить сознательный, личностный подвиг, дело кончится ничем. Но, если любимые герои Толстого станут роинками и разделят судьбу массы, тогда они приносят пользу.

2.  Не разум, а инстинкт.

С точки зрения человека 20 века эта философия очевидна не верна. Толстой полемист и раз до него говорили, что личность – все, он перекосил все. Философия очевидна не верна, а сцены, написанные на основе этой философии, потрясают своей глубиной.

Философствующий писатель все равно не философ. Писатель создает такую философию, которая помогает его художество. Толстовская философия не помогла художественным открытиям Толстого. Главное художественное открытие Толстого – то, как народ воюет, как чувствует простой человек себя в войне. Толстовская философская помогла Толстому сделать массу, народ, простого человека центром военных сцен.

Толстовское изображение главнокомандующего оказалось тенденциозным, неубедительным. И в первую очередь к Наполеону. Он признан как гениальный военачальник. По Толстому, это бессильный, смешной актер.

В Кутузове Толстой поймал главное. Кутузов был выразителем народной войны. И Кутузов поэтому гораздо более убедителен, чем Наполеон.

Толстой в своих рассуждениях прославляет бессознательность, но его любимые герои ультрасознательные. И когда Толстой рисует народ, то рисует рост патриотического чувства, т.е. рост сознания масс. Это противоречит тому, что говорил Толстой раньше.

Народ. Это образ собирательный. В русской литературе начало – «Борис Годунов». У Толстого собирательный образ народа где-то совпадает с образом нации, расширяется до нации. Образ народа дают батальные сцены, где описываются действия многих, где дается, как правило, солдатский разговор, где может вырваться реплика, которая определяет смысл всего происходящего. Они подчеркнуто неправильны.