Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого, страница 17

В глаза бросается абсолютная праздность, безделье, намеренная тупость. Например, семейство Корчагиных. Корчагина хочет выглядеть больной и очень интересной, отсюда фальшь. Т.е. эти люди эгоистичны, праздны, фальшивы. И Нехлюдов понимает, что вся русская жизнь устроена так, чтобы обеспечить покой этим праздным, фальшивым людям.

Не только русское государство, но и русская церковь, официальная религия (есть сцена, за которую Толстой был отлучен от церкви – богослужение в тюремной церкви). Дана сцена глазами автора. Толстой рассматривает все действо как человек, к нему не привыкший, не понимающий смысла и удивляющийся происходящему.

Обряд причащения символичен, как вся нелепость обряда и как выход – ощущение того, что церковь так же, как суд помогает осуществляться тем несправедливостям, которые творятся в мире.

 Нехлюдов из-за дела Катюши проникает в высшие судебные сферы, попадает в политическую тюрьму, ужасается бездушию, мертвенности людей, которые руководят этим аппаратом.

Все действия Нехлюдова имеют начало – дело Катюши, но пересмотр всех сторон жизни приводит Нехлюдова и к тому, что с делом Катюши не связано. Задумавшись над корнями своей жизни, он обнаруживает корень несправедливости – помещичье землевладение. И отправляется к себе в поместье. Нехлюдов решает отдать крестьянам землю в аренду за небольшую плату и натыкается на недоверие крестьян и неблагодарность, когда уже и поняли, и поверили, и изумились. Нехлюдов вдруг понимает, что крестьяне знают, что земля должна принадлежать им, и аренда не то, чего они ждут. И в других деревнях Нехлюдов решается на большее – передает земли, используя английскую систему, которая не дает возможности продавать эту землю и наживаться.

Итак, думая о Катюше, начав с этого, Нехлюдов перевернул всю свою собственную жизнь. Он добился того, что дело взяли к пересмотру, она признана невиновной и освобождена. Но от свободы она отказывается, отказывается и стать его женой. Остается на каторге с политическим осужденным.

Почему? – Изменилась сама Катюша. Мы застаем ее в момент страшного падения (лицо – маска). Падение не только  в ее профессии, а в том, что она перестала верить в добро, из профессии сделала бизнес, даже гордится ей, бесстыдна и цинична. Но и у катюши была чистая юность, т.е. есть предпосылка к возрождению, и оно легче, потому что человек из народа. Она выросла без родителей, наполовину воспитанницей, наполовину служанкой, любила и хотела быть счастливой. Но ужас социальной несправедливости в том, что она распространяется не только вширь, но и вглубь, захватывает самые интимные чувства.

История Нехлюдова и Катюши – это история соблазнения барином девушки (100 рублей). Но глаза Катюше открыли не 100 рублей, а ночь на станции. Она заблудилась и опоздала, увидела купе 1-го класса: сытых и пьющих офицеров, а она в грязи, замерзшая, брошенная. С этой ночи перестала верить в добро. И все ее толкали к падению, а удержаться было не за что.

Раскаяние Нехлюдова должно вернуть ей веру в добро, но первая реакция Катюши – это неверие и озлобленность. Она не хочет принимать от него ничего. По Толстому, это болезненная реакция, искажения человека. Постепенно она пройдет, когда она будет просить за других и постепенно Катюша с Нехлюдовым окажется в заговоре добра, союзниками. Этот союз добра и станет для Катюши наилучшим лекарством, и она сама потянется к политическим ссыльным, потому что поймет, что они страдают за других, за народ.

Толстой революцию не принимал, марксистов не принимал. Народники – люди заблуждающиеся. Но самоотверженные. Общение с этими людьми будут постепенно распрямлять ее, вернет человеческое достоинство. Она сама самоотверженна. И полюбив Нехлюдова вновь, не согласиться стать его женой, так как не хочет его несчастья, и Нехлюдов это поймет.

Свободный же Нехлюдов испытывает вдруг ощущение полной растерянности. Почему? Он сломал всю прежнюю жизнь. Дело Катюши было «канатом» для него, конкретное дело кончено, и Нехлюдов в труднейшем положении. Он должен жить по-новому, без каната, без конкретной указки, как быть.