Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого, страница 13

Роль Левина в романе не менее значима, чем роль Анны. Вся его история необыкновенно расширяет роман. Не только о любовной трагедии, но и ведется общий разговор о путях человеческой жизни. Левин – это откровенная автобиографическая проекция Толстого (отразится любовь Толстого и Софьи Андреевны0 и шире – связан с мировоззренческими проблемами.

У Толстого мировоззренческий вопрос – это одновременно вопрос социальный и общечеловеческий. Живем в обществе, и каждый выполняет какую-то общественную роль.

Социальная роль Левина – помещик послереформенного времени. Вопросы, как жить, как строить отношения с крестьянами, как вести хозяйство ( «У нас все переворотилось»). По-старому, как при крепостном праве, уже нельзя, да и не хочет. Левин не хочет жить так, как  живет масса русского дворянства, прожигающих состояние.

Левин считает, что у него есть долг. Он должен передать свое имение детям. Дворянство, по Левину, это коренное русское сословие. Корень дворянства – это земля и деревня. Левин не выносит городской жизни. Она для него бессмысленна, а деревенскую надо устроить так, чтобы найти компромисс, соглашение 2-х коренных русских сословий: дворянства и крестьянства. Но как это сделать, Левин не знает.

Его связь с деревней, землей сильна, это то, что держит его, это его корни. Отсюда рождается желание жить так, как живут крестьяне. Левин начинает косить вместе с крестьянами и приходит мысль о том, чтобы жениться на крестьянке. Но все рассыпается, когда видит Кити. Левин – дворянин по привычкам, по образу жизни и мысли, по духовному складу. И пока для него такое соединение с крестьянами для него невозможно, привык слишком сложно раздумывать и рассуждать, и главный вопрос для него – вопрос веры, как основной вопрос мировоззрения.

Левин отвык от ортодоксальной религии. Образованность мешает ему верить. Левин с большим вниманием читает философов-идеалистов и находит, что они вообще пишут не про то, т.е. его интересуют самые главные, существенные проблемы жизни и смерти, а они пишут о другом. И приходит к выводу, что у идеалистов нет самостоятельного учения.

Приходит к выводу: либо материализм, либо религиозность. Левин склонен к материализму, образованность, общение с природой толкают его к материализму. Но Левин не может принять истины: «умрешь, и на твоей могиле лопух вырастет», не может принять жизни без бессмертия. Жизнь для Левина – это накопление, развитие человеческой души, а если нет бессмертия, то такое развитие бессмысленно.

Это становится для него проблемой проблем, когда он увидит смерть рядом. Долго и мучительно умирает брат Николай. После того, как он умрет, Левин заметит признаки умирания, старения в себе самом (седые волосы). Смерть станет рядом, и если нет веры, то жизнь станет мучительной, будут мучительные вопросы о самоубийстве.

Роман заканчивается открытием Левина: 1) понял, что в кризисные ситуации он обращается к Богу, т.е. открыл в себе способность веры (бежит в грозу); 2) один мужик про другого сказал, что он живет для души, Бога помнит. Левин заметил, что у простого человека вера связана с мыслями о добре. Левин стал анализировать человеческую жизнь и увидел, что в практической жизни добру не учат. Но не смотря на это, в душе человека есть представление о добре. Представление о добре равно Богу. Образ добра Богом вложен в человеческую душу.

И Левин решил, что надо научить себя верить без хитростей, по традиции, как веруют простые люди. А если не верится, то заставить, научить свою душу. И Левин считает, что это решит не только философские, но и все жизненные вопросы. Народная вера дает взаимопонимание с простыми людьми. Тогда наладятся все другие отношения. Левин придумывает компромиссное хозяйство, где защищены интересы всех.

На этом и завершается роман «Анна Каренина». Это этап в жизни Толстого накануне перелома. Это последняя попытка компромисса дворян и крестьян. Перелом в мировоззрении Толстого – это начало 80-х. Страшно выросло критическое начало. В «Анне Карениной» уже многое отвергнуто, больше, чем в «Войне и мире». 1) Начисто отвергнута городская жизнь; 2) отвергнут путь стихийной мудрости, страсти, это еще есть в «Войне и мире».