Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого, страница 15

Рассказ «Фальшивый купон», видим, как растет клубок зла.

Как же противится злу, если не насилием?

- Не участвуй в том, что считаешь несправедливым, и тогда любое несправедливое учреждение развалится само собой.

- Самоусовершенствованием. Для того, чтобы это самоусовершенствование имело образец, для этого надо иметь христианскую нравственность. Толстой отказался от официальной религии, но не отказался от христианства.

Он считает, что официальная религия исказила подлинное христианство, нужно его восстановить. Толстой почти начисто изгоняет из религии мистику. Он заканчивает рассказ для детей о Христе распятием, но не говорит о воскрешении и бессмертии. Это проблематично и необязательно. А обязательна жизнь по законам христианской морали. Любимое место в «Евангелии» - проповедь Христа.

Особенность толстовского учения в том, что оно обращалось к каждому отдельному человеку, который должен в соответствии с этим учением построить свою жизнь. Толстовское учение очевидно утопично, но в то же время страшно конкретно. Человек, принявший это учение, не может жить по-старому. Первый пример такой перестройки дал сам Толстой, и он оказался первой жертвой. У Толстого обнаружилось много единомышленников (Чертков). Вокруг Толстого сразу образовалась большая группа единомышленников.

Толстой должен был в корне перестроить собственную жизнь, но его жизнь была связана уже с большой семьей. Проще было с дочерьми, что легко объясняется – женщина не строит карьеры. С сыновьями сложнее. Толстой советует им пойти в батраки к крестьянам. Т.е. семья оказалась тем минимальным обществом, которое встало против толстовского учения.

Открывается простой путь – разрыв, но нельзя противится злу насилием. На пути Толстого оказывается жизнь Софьи Андреевны, 40 лет жизни которой отданы ему. Для Софьи Андреевны разрыв подобен смерти. И она заявляет, что если он уйдет из семьи, то она покончит жизнь самоубийством. Отсюда сложнейшее положение Толстого: он оказывается между его единомышленниками, читателями, а с другой стороны, близкие люди.

Новые попытки компромиссов. Отказаться от собственности, но как это сделать? Толстой отказывается от всего имущества в пользу семьи, как если бы умирал. Он сам убирал комнаты, возил воду, ел вегетарианскую пищу. Толстой известный писатель, у него огромные гонорары. Он отказывается от гонораров за свои произведения. Гонорар за «Воскресение» отдал за секту духоборцев.

Толстой стал первой жертвой тех противоречий, которые содержало его учение. Объективных противоречий, субъективных не было. Все это укладывалось в понятие справедливости, народной правды, божьей правды. Но объективные противоречия были.

Толстой оказался меду собственной правдой и жизнью его семьи, а его семья - частица всего его слоя. Супруги ладили до того, как Толстой открыл свое учение, а теперь супружеские нелады стали темой для всех.

Сыновья хотели карьеры, дочери согласились сразу с отцом, графиня Софья Андреевна взяла сторону сыновей и заботилась о преумножении состояния. А самый большой доход был не от земли, не от имения, а от издания произведений Толстого. Нужно было выработать компромисс, начинаются долгие споры о завещании. Толстой отказывается от гонораров, начиная с 80-х годов (89), когда он отказывался, он думал, что художественное писать больше не будет, а только публицистику. Но писатель так не моет, будут и повести, и роман. И всякий раз гонорар становился предметом споров. Толстой это предупреждал тем, что употреблял его куда-нибудь.

Иногда Толстой отказывался печатать свои произведения, например, «Живой труп». Но это не решало вопросов принципиально. А решение необходимо, потому что новое учение привлекло внимание всего мира (Ганди, Р. Ролан и мн. др.). И страшно повысился интерес ко всем произведениям.

Толстой придумал как бы компромисс отдельной жизни с семьей. Но еще труднее. Софья Андреевна в 80-ые годы организовала издательство толстовских произведений. Это увенчалось успехом, деньги потекли рекой. Толстой против этого.