Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого, страница 14

В «Анне Карениной» есть люди, которые как будто служат христианству. Мадам Штраль и Варенька, но Кити понимает, что это бедность души и бедность жизни. Остается только тоненькая ниточка – попытка Левина соединить патриархальное крестьянство и дворянство. Соединить собственную жажду верить с традиционной религией.

Перелом в мировоззрении Толстого начала 80-х

Толстой отказался от всех попыток компромисса крестьянства и дворянства. Толстой начисто отказался от всех дворянских привилегий и дворянского образа мысли. Он перешел на сторону крестьян. На основе этого крестьянского мироощущения он построил свою утопическую теорию, свое учение. В последние годы жизни выступал не как писатель, а как проповедник и учитель жизни.

После перелома Толстой отказался от художественного творчества, стал считать искусство забавой дворян. Толстой пишет вначале только публицистически и философские работы.

«Исповедь», где рассказывает все, что и как с ним происходило; «В чем моя вера», «Так что же нам делать?», «Царство божие в нас». Одновременно Толстой пишет народные рассказы. Короткие, простые, которые могут быть понятны неграмотному крестьянину. И в них он излагает художественно свое учение. Более объемно «Сказка об Иване-дураке и его братьях». Пишет и религиозные работы, работает на своим «Евангелием».

В конце 80-х появляются повести, написанные в новой манере. Открывает новый жанр – пьесы. «Власть тьмы» - трагедия, «Плоды просвещения» - комедия. Повести: «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Хозяин и работник» и др. Это повести разоблачительные, говорящие о ненормальности жизни окружающих людей.

90-ые годы целиком отданы «Воскресению». 900-ые снова возвращается к повестям и пьесам. Толстой пишет повести в новой манере, передающие его учение: «После бала», «За что?» (судьба ссыльных поляков). Но одновременно пишет вещи, которые перестают укладываться в его учение: незаконченная пьеса «Живой труп», повесть «Хаджи Мурат», где предчувствуется бунинская манера.

Что такое Толстовское учение? Что отвергает Толстой? Что он предлагает? Какими путями?

1. Корень несправедливости – это несправедливое владение землей. Землей владеют дворяне, которые на земле не работают, а у работающих мужиков земли нет. Как следствие этого праздная паразитическая жизнь дворянства. И все занятия, которыми занимаются дворяне – от скуки, в т.ч. и искусством.

Несправедливое распределение надо удерживать силой, и весь государственный аппарат - это инструмент насилия.

Толстой отрицает целиком образ жизни дворянства, дворянскую собственность, все виды дворянской деятельности и весь государственный аппарат, и армию тоже, так как она нужна только для того, чтобы удерживать в подчинении своих и чужих.

Официальная церковь (учреждение) и официальная религия (система веры) – части государства, которые помогают держать в угнетении, отсюда отвергается религия и церковь.

Толстой считает только одно коренное сословие – крестьянство. Промышленная городская жизнь – все это, по Толстому, только порча народа. Он отверг и промышленность, и город, и отверг само понятие прогресса. По Толстому, промышленное производство – это только гибель для народа, поэтому прогресс не нужен. Заодно отвергается и искусство, наука. М. Горький назвал Толстого «Великим бунтовщиком». Никто из русских деятелей не отвергал такого массива русской жизни.

2. Толстой считает, что смысл жизни каждого человека только один – работа на земле. Отсюда каждый человек должен получить такой кусок земли, который он в силах обработать, без возможности продавать землю.

Жизнь каждого, таким образом, будет заполнена трудом. И все занятия от праздности станут не нужны, как и религия, и государство.

3. Толстой законченный противник всяких великих революционных переворотов. Почему? Он вообще не верит в социальные меры, он верит только в нравственные меры. Он убежден, что всякая революция – это насилие. Насилие – это зло, а злом нельзя идти к добрым целям, отсюда знаменитый толстовский тезис: непротивление злу насилием.