Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого, страница 5

Толстого не устраивает современный роман, там герой сам по себе, он не зависим, корни его не видны. А для Толстого очень важен род, это та природная и социальная общность, из которой растет личность. Картина мира – это жизнь неск родовых кланов. И человек выходит из этого родового клана для того, чтобы в своем собственном индивидуальном пути искать истину. По Толстому, личность не найдет пути, если она не прикоснется к самой широкой общей жизни. А война дает сам подходящ ситуации.

По Толстому, и в миру у человека есть нечто общее, общий корень, из которого растет личность. Это род. Род – это общность физиологическая, психологическая, потому что люди живут одной жизнью и складывается один тип отношения к жизни, и социальная, потому что семьи принадлежат к определенному социальному кругу.

Курагины – новая придворная знать. Кн. Василий ловит подачки от двора, отсюда особый психологический комплекс всей семьи, где варьируется комплекс эгоизма.

Болконские – старинная русская аристократия, сильная в прошлом, опальная ныне. Отсюда психологический комплекс – чрезвычайно развитое чувство собственного достоинства, рационализм, доходящий до французского просветительства, чувство чести. Поэтому происходит некоторое несовпадение этих личностей с русской действительностью. Странные зигзаги личности, которые дает старый Болконский. Деспот от любви, человек, который не хочет видеть мира, каким он есть. Он создает обстановку, в которой трудно жить и ему самому. У него есть только редкие минуты совпадения с жизнью.

Ростовы – средние патриархальные дворяне. По Толстому, это коренной русский слой. Именно поэтому они наиболее жизнеспособны. Их психологический тип – не рационализм, не разум, невысокая образованность, простота, естественность, доброта, чувство жизни, радости жизни.

Род имеет свою вершину в какой-то личности, которая концентрирует свое родовое начало и даже переводит его в новое качество. Родовая вершина Болконских – Андрей, родовая вершина Ростовых – Наташа. В оном роду вершину дает мужское начало, в другом -–женское. По Толстому, мужское – это начало разума и воли, а женское – это начало сердца, чувства и стихийной жизни. Женщина – это стихая, поэтому Толстой противник всякой общественной деятельности женщины, эмансипации. Толстой «Войной и миром» переворачивает установившуюся традицию изображения русской женщины. Традиция идет от пушкинской Татьяны – это высокая, духовная, интеллектуальная героиня. Затем Герцен, Гончаров, Тургенев, это все высокие героини.

Толстой рисует примитивную, обыкновенную женщину, настолько обыкновенную, что она «не удостаивает быть умной» (Пьер). Наташа – это прежде всего радость живой жизни. Она непосредственно живет каждую данную минуту. Это живой ответ на вопрос, зачем жить. Для Толстого Наташа связана с его верой в стихийную мудрость жизни, любовь к жизни. Поэтому Наташа не может без любви, любит многих и многими любима. Она несет в себе свободу, и она человек, который таит в себе опасность. Это проявится, когда Наташа увлекается Анатолем.

Толстой верит, что стихия, а не разум основа жизни. И стихия в общем-то выносит человека к счастью, поэтому Наташа окажется возле пропасти, радом со страшным падением, но оно не совершится. Поэтому Наташа и кн. Андрей тянутся друг к другу, как полярности. Наташа оттенена Соней, богатство и бедность, Андрей имеет свою мужскую пару – Пьер.

Для Т невозможен одногеройный р, жизнь так многообразна,что 1 чел-к не м выразить гл линию, поэтому среди множества героев 2 любимых – Андрей и Пьер.

Пьер тоже несет на себе наследственные черты, но он гораздо свободнее от родового предопределения. Он предопределен только физиологически своим отцом, но он незаконнорожденный, воспитывался вдали от семьи. Он поражает непривычной внешностью: толстый, неуклюжий. Толщины Пьера – это его несветскость, кроме того, это его естественная плоть, знающая все соблазны. Он противопоставлен кн. Андрею, который по сравнению с ним сгусток энергии. Эти два противоположных человека близки тем, что они живут не забывая о высшем смысле жизни. Но каждый ищет свой смысл жизни по-своему.