Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого, страница 6

Кн. Андрей в наибольшем родстве с романтическими героями, он ищет дело и место себе по плечу, возможности проявить себя, поэтому разочарования сильнее и ощутимее, чем его находки. Пьер ищет истину где-то вне себя. Он в собственных глазах слишком несовершенен, чтобы истина могла быть в нем. И Пьер больше находит, чем теряет. Он кажется гораздо более слабым, но в нем есть душевная гибкость, открытость, способность учиться у жизни. И неслучайно Пьеру дано будет пройти через войну и сделать выводы. Две линии сплетаясь и расходясь, проходят через весь роман. В первых двух томах больше видна и значительна линия Андрея, а Пьер на заднем плане.

В первый двух томах господствует тема мира, но сюжет больше всего связан с войной. Начало – несколько молодых людей отправляются на войну. Они разные и отправляются по разным причинам, и войну увидят по-разному.

Кн. Андрей идет за славой, потому что он измучен мелочностью той жизни, которою он живет, ее пустотой. Кн. Андрей сразу разочаровался в своей жене, но она не виновата в том, что психологически она не пара князю. Она просто женщина, но она та цепь, которая связывает князя со светом. По Толстому, она не только виновна, она и жертва, неслучайно кн. Андрей чувствует себя виновным в ее смерти.

Николай Ростов уходит на войну так, как того требует идеология (за ангела царя против чудовища Наполеона). Николай не меньше, чем Наташа не «удостаивает быть умным». Он молод, полон восторга. Борис Друбецкой идет за карьерой. Берг этот карьеризм довел до животного эгоизма.

Первая война (1805), по Толстому, бессмысленна. Хорошим людям она не может дать радость, только Борис получает все, что ему надо. Князь и Николай вынесут из войны разочарование, но у каждого свое.

Николай – хороший обыкновенный человек, привыкший думать так, как думают другие. Хороший, потому что естественен и инстинктивно чувствует правду, отсюда постоянная ситуация недоумения. Это чувство дает ему ощущение того, что другие думают и говорят не так. Но осмыслить это ощущение он не может. В своей душе он мирный человек, на войне он сталкивается с ложным пониманием чести полка, с противоестественностью войны. Но постепенно привыкает говорить о войне то, что говорят другие. Острое разочарование Николая – это конец войны. Приезжает в Тельзит для конкретного дела и сталкивается с несправедливостью – Василий Денисов в госпитале. Становится свидетелем тельзитского мира. Возникает ощущение фальши и абсолютной бессмысленности совершающегося. И разочарование в ангеле – царе. Здесь критический момент, когда решается судьба, кем быть Николаю. Либо выбрать путь самостоятельно мыслящего человека, либо испугавшись этого пути, заглушить в себе появляющиеся крамольные мысли. Он выбирает второе. Как только это происходит, он достиг своего потолка и, значит, больше меняться не будет. Но если нет изменения к лучшему, то есть к худшему. Мы видим в эпилоге хорошего помещика, человека дворянского большинства. Главный принцип его жизни, сформулированный в эпилоге: его дело не рассуждать, а выполнять приказания.

По Толстому, люди делятся на хороших и дурных. Дурные люди – это люди бесчестные, бездушные, но и хорошие люди, по Толстому, не имеют равного уровня. Только меньшинство решается жить вполне серьезно, жить самостоятельным поиском. Почему меньшинство? Потому что такой постоянный самостоятельный поиск труден, ответственен и держит человека в напряжении, жить по инерции невозможно. Большинство хороших людей руководствуется нормами добра и имеют добрые побуждения, но при этом они предпочитают не анализировать. Они освобождают себя от ответственности и необходимости решать, это дорога Николая.

Кн. Андрей и Пьер могут неоднократно ошибаться. Жизнь для них – это постоянное напряжение и осмысление.

Андрей. Служба дает цепь разочарований. Штаб и штабные офицеры демонстрируют мелочность. Он рационалист, ему кажется, что он может всему придать порядок, а он видит, что война – это беспорядок. Наполеон в его глазах упорядочил мир. Андрею нудна разумная сила, которая может идти от великой личности. Сначала надо занять жизненную позицию великой личности и сделать дело. Но ему достается только личный подвиг, который ничего не меняет.