Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого, страница 2

3) Увидел и открыл для себя жизнь казаков, простых людей («Казаки»). И случилось удивительное. Толстой, который ничего не успевал, теперь делает все. Он начал писать.

«Детство» опубликовано не за фамилией, а за инициалами в «Современнике», требование Толстого печать только без перемен. Задумал тетралогию, должна быть «Молодость». Написал первые военные рассказы, задумал «Казаков», но закончил только через 10 лет (62 г.). Толстой уже стал тем писателем, лицо которого вполне определенно.

Т.е. с первой вещи Толстого определилась его художественная манера, главное, что всегда будет неизменным. Это заметит Чернышевский. Он пишет статью о «Детстве» и «Военных рассказах» и будет говорить об особенностях таланта молодого писателя:

- удивительная свежесть морального чувства;

- психологизм особого рода.

Чернышевский сравнивает Толстого с Тургеневым. У Тургенева дано чувство целиком, готовое, а у Толстого психологический процесс («диалектика души»).

«Детство» начинается с будничного факта, а дальше идет процесс в чувствах. Проснулся – раздражение, буди Карл Иванович (1 стадия), стыдно (2 стадия), столкновение противоположных чувств – плачет (3 стадия). Его утешают, отвечает, что ему приснился плохой сон, придумывает его: умерла маменька, сам этому верит и плачет еще пуще. И видит мать другими глазами. А придуманный сон станет пророческим.

Диалектика души – это душевн сост, взятое в его развитии. это переливы, переходы друг в друга разных душевн состояний или столкновение противоп-х,.такой процесс не может быть изолир-м, в него входят толчки от новых впечатл. чел-к в постоян дух контакте с миром. Постоянно реагирует на этот мир, отсюда сложная психологическая картина.

Иртемьевы – дворянская семья. Идет разговор о традициях дворянского быта. Семья достаточно богата, традиционное воспитание детей. Но при этом дворянская жизнь не мешает нам понимать состояние Николеньки, потому что толстовский герой общечеловечен. Но в нем мы не найдем типичности натуральной школы, хотя она рядом.

Толстой не любил тургеневские романа, толстовский герой не воспринимается как тип времени. Толстовский герой – индивидуальность. Он автобиографичен, это обеспечивает индивидуальность, но Толстой считает, что глубже заглянешь в себя, тем «общее» для всех. Толстому очень важна человеческая личность, потому что он идет не в русле натуральной школы, а вопреки. Хотя на него повлияли «Записки охотника». Но его интересует индивидуальность.

К детству он обращается потому, что это время становления индивидуальности. Здесь он идет и вопреки Герцену (52 г. «Былое и думы»). Начало «Детства» прямо противоположно: война 1812 года и муха. Толстой считает, как великий реалист, что любая человеческая жизнь в высшей степени значима, в любом событии развивается душа. И ему не нужны великие события, чтобы наполнять жизнь героя.

В толстовской жизни много определяет природа, законы возраста, а не законы истории. И хотел назвать «Четыре эпохи человеческой жизни».

Детство – первая и счастливая. По Толстому, детство – это невероятная свежесть восприятия мира, все впервые. Это гармоническая пора, а гармония достигается за счет наивности, ребенок считает себя и свою семью центром мира. И все в этом маленьком мире должно складываться гармонично. Даже социальные конфликты в этом мире улаживаются. В нем царствуют семейные отношения. В этот мир врывается смерть матери, она надламывает этот мир, но не нарушает его.

Переезд в Москву, расширение мира обнаруживает такие перемены в мире, что гармония невозможна. И отрочество противоположно по ощущению. Идет стремительный рост личности. Подросток одинок и все отношения с окружающим миром складываются на дисгармонии, непонимании его окружающими. Возникает это потому, что идет интенсивный рост личности. Страшно острым становится чувство фальши.

Толстой заметил, что люди иногда фальшивят искренне. Они сами не слышат того, что они фальшивят, а подросток не просто это слышит, а готов их счесть дурными людьми. Эта дисгармония может доходить до острых моментов, и подросток становится все более одиноким и замкнутым.