Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого, страница 10

Почему? Ничего умного Платон Каратаев не может сказать. Пьеру он представляется круглым, без углов, добрым, мягким. Это та самая роинка народа, которая живет по пословице «не своим умом, а божьим судом». Платон Караваев – не личность, он никогда не помнит, что говорит, у него нет личных пристрастей, любит всех, всего понемногу умеет. И главное умение – жить в невероятных условиях. Платон Каратаев без какой-то осознанной философии. Жизненное поведение Платона Каратаева – это народное христианство.

Толстой в пору «Войны и мира» уже не думает, что простой человек язычник, уже существует народное стихийное христианство, связанное с устоями народной жизни. Платон Каратаев не способен  никакой активности и не случайно видим пленным, а не солдатом. Каратаевщина – это пассивность. Но есть и своя сила – это народная устойчивость, умение сохранить душу свою при любых обстоятельствах, умение жить, не озлобляясь. Платон Каратаев несет в себе то начало непротивления, которое потом займет большое место в Толстовской философии.

Толстовский Каратаев не выдумка и клевета, это русский патриархальный мужик. В нем заключено простое народное патриархальное начало. Для Толстого патриархальный мужик = равен мужику как таковому. Каратаев – это простой человек, умеющий жить с верой в добро.  Кутузов на более высоком уровне отражает Каратаева.

Толстовские герои проходят через войну как величайшее испытание, это такое испытание, где всегда возможно потерять жизнь.

Князь Андрей погибает, погибает Петя, мальчик, ребенок, это всегда страшно. Но в испытаниях открывается знания, которые без войны к толстовским героям не пришло бы. Участие в войне оборачивается великим ростом.

Князь Андрей приходит на войну совершенно разбитым. Он живет в войне с озлобленностью. Но он начинает понимать великий смысл в войне и находит силы стать частичкой роя. Остается жажда света, поэтому приходит способность любви. Князь Андрей открывает в себе способность общечеловеческой любви (жалеет Анатоля в госпитале), но одновременно и личностная любовь «Я люблю тебя больше и лучше прежнего».

Смерть победит, и христианская любовь будет уводить князя Андрея от жизни, (нет разоблачения христианства). По Толстому, в любой душе христианство принимает свои формы. В князе Андрее всегда было что-то, что уводило его от жизни. Христианство это довершит.

Пьер по натуре своей существо более гибкое, может быть, слабое, но и более восприимчивое. Пьер выносит то, что не может вынести князь Андрей (плен). Он

Анна Каренина. 1873-1878

Роман начинается с противоположного конца. Замужняя, потерявшая себя женщина, уходит от мужа. Дурная женщина (и внешне, и внутренне) и хороший муж. Но тогда проблема мнимая, потому что ясен вывод, оценка: жене уйти от хорошего мужа – плохо, сделать несчастным доброго человека – безнравственно. А если жена не плохой, а хороший человек, а муж человек не совсем хороший – как быть в этом случае? Если право у хорошего человека строить свое счастье ценой несчастья другого, не совсем хорошего человека? Вопрос из простого становится очень непростым, общим, абсолютным.

Роман Толстой рассчитывал написать за несколько недель, но когда стали раскрываться образы, то ушло на роман 7 лет. Когда стало ясно, к чему придет героиня в конце, стал уговаривать Страхова дописать. Интерес уже был потерян.

Роман тесно связан с Пушкиным. Толстой и художественно, и идеологически продолжает Пушкина. Перечитывал Пушкина и в восхищении от пушкинского отрывка: «Гости съезжались на дачу»:  «Вот как надо писать. Пушкин приступает прямо к делу. Другой бы начал описывать гостей, комнаты, а он вводит в действие сразу». Толстой также предполагает начать роман. Но еще и тесная связь с «Евгением Онегиным»: что стало бы с пушкинской Татьяной, если бы она нарушила свой долг? Исходная сюжетная линия романа Толстого – линия Анны – Вронского – Каренина – до некоторой степени повторяет ситуацию Пушкина – муж-генерал – Онегин, правда, с иным поворотом, с иным развитием.