Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого, страница 12

Толстой любит Анну, жалеет Каренина и не любит Вронского.

Толстой в процессе работы всячески снижает Вронского. Это обыкновенный человек, подчиненный светским правилам. Остается до конца верен Анне, но скажется разномасштабность этих людей. Житейски Вронский перед Анной ни в чем не виноват. Он живет по неписаному светскому кодексу, не думая о том, справедливо это или нет, надо так жить или нет. И по этим светским правилам считается, что флирт с красивой дамой возвышает молодого человека. Мать Вронского, узнав об увлечении сына Анной, отнеслась к этому поначалу весьма одобрительно. Потом становится непримиримым врагом Анны.

Любовь Вронского к Анне делает с ним много невероятного. Он отказывается от карьеры, пытается смотреть на себя другими глазами, но природу свою изменить не может, и становится жертвой светского соблазна. Общество, отбрасывая Анну, широко раскрывает двери перед Вронским. Его все время уводит от Анны жизнь. Она теряет почву под ногами. Но Анна и виновата. Неслучаен эпиграф к роману: «Мне отмщение и аз воздам». Все то, страшное, что происходит с человеком – это результат того дурного, что совершает человек, но наказание идет от Бога, а не от людей.

Что дурного сделала Анна? Она переступила через жизни других людей: 1-ый – Вронский, но она по-настоящему его любит его; 2-й – муж, Анна убеждена, что имеет право не любить его, это машина. И автор как будто бы согласен (мы видим Каренина все время глазами Анны, стиль, который отличает героя – канцелярщина – отглагольные существительные). Но по Толстому, человек никогда не равен машине, человек – непредсказуем, неожиданен. В кризисный момент он оказывается великодушен (роды). Есть еще дети.

Анна уходит не от злого Каренина, который взламывает ящик с письмами, не от того, который требует соблюдения приличий, а от того, кто ведет себя как добрый и беззащитный человек. И Толстой уверен, что женщина, которая разрушила одну семью, уже не имеет сил создать другую.

 Долли едет к Анне и мечтает о чем-то подобном, но видит, что у Анны странное положение в доме. Она живет как будто в гостях. И наблюдает Анну в детской. Анна не хочет больше иметь детей и не любит девочку. Анна пытается сохранить с Вронским отношения, которые не могут быть естественными. Она не чувствует себя женой Вронского, Анна чувствует себя любовницей и пытается удержать тот пыл страсти, который нельзя испытывать годы. Семейное чувство, которые люди испытывают друг к другу, - это другое чувство. В нормальной семье чувства людей меняются качественно.

Анна разрушает себя. Наказание Анны не в том, что она несчастна, а в том, что она разрушила себя. В последнем своем путешествии Анна видит все циничном взглядом. Не верит доброте и красоте. Анна не хочет оставить о себе доброго следа. Она умирает, чтобы наказать Вронского. Он жить больше не может и едет на войну, чтобы умереть. Она наказывает себя в памяти Вронского. Вронский первый раз увидел Анну как воплощение жизни и красоты, а последний – обнаженное тело, бесстыдно распростертое на столе казармы. И другой ее вспомнить не может.

Трагедия Анны, по Толстому, в том, что Анна переступает границы дозволенного. Жизнь устроена так, что она переступить их не может, а переступив, разрушает чужую жизнь и свою. Возможен ли иной путь? Это истории Долли. Долли несправедливо больше, чем Анна, имела право уйти из семьи, разорвать со своим неисправимо беспутным мужем – все-таки она этого не делает. Она смирилась.

А Левину удается пройти по жизни, не разрушая, а созидая. Это потому что Левин в жизни своей больше укоренен, чем Анна. Его жизнь держится на крепких корнях, хотя он в постоянном смятении. Корни – это патриархальная жизнь, земля и роль русского помещика. По Толстому, труд на земле – это подлинный труд, это основа человеческой жизни, без чего нельзя жить. Помещик причастен к этому, он связан с крестьянами.

Поэтому Левин может вынести гораздо больше, чем Анна. Поэтому жизненная любовь не становится для него трагедией. Отказ Кити обиден для него, но, когда он возвращается домой, он чувствует почти радость. Жизнь не кончена.