Система спутниковой навигации Galileo - новые возможности для железных дорог, страница 10

Совершенствование

В зависимости от области применения требова­ния к точности определения местоположения объек­тов, надежности и достоверности цифровых карто­графических данных об инфраструктуре железных дорог могут быть разными.

Точность цифровой карты должна быть согласо­вана с точностью приемника спутниковой системы позиционирования. Известно, что в 95 % случаев можно обеспечить точность до метров. При этом становится возможным различать отдельные рельсо­вые нити железнодорожного пути или изменить функцию отдельных установленных вдоль линии ра­диомаяков.

Для достижения такой точности имеется возмож­ность:

выполнить топографическую съемку с точностью до метров. Несмотря на то что эта процедура яв­ляется весьма дорогостоящей, она представляет со­бой одну из задач при создании базы данных BDTOPO для карты IGN;

проследовать по линии с приемником системы спутниковой навигации. Эта мера, несомненно, яв­ляется более быстрой в реализации и менее дорого­стоящей. Результаты испытаний показали, что при определении местоположения подвижного состава, движущегося со скоростью 120 км/ч, дифференци­рованная коррекция получаемых данных в реальном времени позволяет обеспечить точность до 2 м, а при движении с малой (менее 5 км/ч) скоростью можно повысить точность до сантиметров. В затененных зонах (вне видимости искусственных спутников) следует применять другие методы определения мес­тоположения подвижных объектов.

В то же время более высокий уровень достовер­ности данных позволит применять систему непо­средственно в сфере управления и обеспечения без­опасности движения поездов. Аттестация системы для такого применения представляет собой, очевид­но, весьма ответственную задачу, в процессе реше­ния которой необходима проверка точности опреде­ления географического местонахождения объекта спутником, как таковым. Такой уровень обслужива­ния может обеспечить будущая система Galileo. Од­ним из примеров начального применения подобных систем, который с технической точки зрения пред­ставляется реально выполнимым, является измере­ние интервалов между поездами на малодеятельных линиях, так как здесь не требуется особо высокой точности определения их местоположения.

Заключение

После проведения цикла испытаний систем спут­никовой навигации SNCF намерено оснастить ббль-шую часть своего подвижного состава аппаратурой подобных систем для определения его местоположе­ния. Исследуются возможности применения подоб­ных технологий для упрощения принятия решений в процессе управления движением поездов. В ближай­шее время должна быть создана эталонная картогра­фическая база данных о железнодорожной инфрас­труктуре. В дирекции SNCF по инфраструктуре соз­дана рабочая группа для исследования возможных вариантов использования этой базы данных, в том числе предоставления платных услуг клиентуре.

УДК 629.4.05

Дистанционное управление остановкой поезда при помощи системы GPS

Железные дороги Норвегии (NSB) заключили контракт с британской компанией ICL (входящей в состав Fujitsu) на поставку новой спутниковой системы определения местонахождения поездов, ко­торая будет предоставлять информацию в режиме реального времени о движении высокоскоростных поездов из вагонов с наклоняемыми кузовами для диспетчеров и для передачи на пассажирские ин­формационные табло на станциях.

Кроме того, NSB и ICL изучают перспективы дальнейшего развития системы для предоставле­ния возможности диспетчеру остановить поезд при помощи системы дистанционного управления в случае человеческой или технической ошибки, угрожающей столкновением поездов или сходом с рельсов.

Средства дистанционной остановки поездов спо­собны предотвратить некоторые крушения. Так, в результате лобового столкновения двух поездов на однопутном участке линии Roros между городами Рудстад и Рена погибло 19 чел. Оба поезда были оборудованы автоматической локомотивной сиг­нализацией, но напольные устройства АЛС на участке отсутствовали. И хотя машинисты имели мобильные телефоны, они не смогли связаться с диспетчерами.