Система спутниковой навигации Galileo - новые возможности для железных дорог, страница 11

В ближайшее время планируется испытание про­тотипа системы со средствами дистанционной оста­новки поездов.

Бортовые устройства новой спутниковой систе­мы, использованные на высокоскоростных поездах из "вагонов с наклоняемыми кузовами NSB, основа­ны на оборудовании, установленном ранее на 76 грузовых локомотивах (его суммарная стоимость со­ставила 585 млн. дол. США). Первоначальная система была разработана компанией ICL в сотрудни­честве с NSB.

В условиях Норвегии применение GPS являет­ся более экономичным по сравнению с напольной системой контроля за поездами. Бортовые приемо­передающие устройства позволяют определять местоположение поезда посредством сигналов от искусственных спутников системы GPS, находя­щихся на околоземной орбите, и передавать ин­формацию диспетчерам, которые могут использо­вать систему также для обмена данными с маши­нистами поездов.

Первоначально версия системы для пассажир­ских поездов будет использована для того, чтобы диспетчеры могли наблюдать за положением поез­дов, а пассажиры — своевременно получать инфор­мацию о задержках и расчетном времени прибытия поездов. Вскоре пассажиры смогут получать такую информацию через сеть Интернет. Подобная воз­можность уже доступна для тех, кто связан с грузо­выми перевозками.

Система также будет использована для увеличе­ния населенности поездов. Билетные кассиры смо­гут получать информацию о свободных местах в по­езде в результате отсутствия пассажиров, предвари­тельно заказавших билет, и продавать билеты на эти места.

В настоящее время оборудование GPS уже уста­навливается на пассажирские поезда. В частности, новой системой оснащены поезда, курсирующие по маршрутам Осло — Кристиансенд, Осло — Берген и Осло — Трондхейм.

Система автоведения поездов на железных дорогах Чехии и ее взаимодействие с ETCS

На железных дорогах Чехии (cd) с 1993 г. эксплуатируются два электропоезда местного сооб­щения серии 470, оборудованные микропроцессорными устройст­вами автоматического управле­ния тягой и торможением и авто­ведения CRV&AW. В настоящее время к вводу в эксплуатацию подготавливают поезда серии 471, которые также оборудуют такими устройствами. Их планируют ус­тановить на скоростном элект­ропоезде серии 680, оборудован­ном системой наклона кузовов вагонов.

Система CRV&AW относится к классу систем автоматического управления поездом (Automatic Train Operation —ATO). Европей­ская система управления движе­нием поездов ETCS является системой автоматической локо­мотивной сигнализации с полным контролем скорости. Эти системы выполняют разные, но взаимо­связанные задачи.

Задачей системы CRV&AW, разработанной для удовлетворе­ния требований службы подвиж­ного состава CD, является после­довательное и рациональное ис­пользование технических пара­метров инфраструктуры и подвиж­ного состава (в первую очередь — допустимой скорости) для повы­шения маршрутной скорости по­ездов, а также привлекательности и экономической эффективности перевозок. Кроме того, система существенно облегчает работу ма­шиниста и позволяет управлять поездом, основываясь не на субъ­ективных оценках машинистом текущей эксплуатационной ситуа­ций, а на выборе точных решений для конкретных условий.

Задача систем обеспечения безопасности движения поездов, к которым относится ETCS, со­стоит в недопущении возникно­вения опасной ситуации из-за ошибок машинистов или сбоя в системе управления поездом. Под опасной ситуацией понимают прежде всего проезд запрещаю­щего показания светофора и пре­вышение максимально допусти­мой скорости на участке, особен­но в тех местах, где она снижается относительно допустимой ско­рости на линии. Такая система должна работать безопасно и в случае, если в ней самой возника­ет отказ.