Система спутниковой навигации Galileo - новые возможности для железных дорог, страница 5

Дифференцированная GPS на основе систем EGNOS, RDS и др.

Основной задачей, связанной с использованием системы GPS в ответственных приложениях, являет­ся повышение надежности определения местополо­жения. Уже сегодня службой RDS в Германии пере­даются сигналы дифференцированной GPS, кото­рые содержат информацию о целостности сигналов от отдельных спутников. Однако эта служба не дает никаких гарантий в отношении доступности и пра­вильности распространяемой информации, а потому не годится для ответственных приложений. Кроме того, сигнал RDS сильно подвержен помехам и пло­хо принимается на электрифицированных линиях.

В концепции системы EGNOS, которая будет введена в эксплуатацию в 2003 г., целостности ин­формации уделяется большое внимание. Повыше­ние точности измерений по сравнению с обычной системой GPS подтверждено в ходе испытаний, про­веденных в 1998 г. фирмой Bombardier Transportation с использованием тестового сигнала системы  EGNOS. В настоящее время ведется строительство наземной инфраструктуры для контроля целостнос­ти спутниковых сигналов. С 2002 г. тестовые сигна­лы EGNOS будут содержать информацию и о це­лостности спутниковых сигналов. Планируется, что в будущем система EGNOS будет полностью инте­грирована в состав Galileo.

При использовании на переходном этапе систе­мы EGNOS необходимо обеспечить доступность услуг системыGPS. В рамках системы EGNOS поль­зователям ответственных приложений будет давать­ся гарантия целостности информации. Это позволя­ет реализовать первые ответственные системы для железных дорог на базе спутниковой навигации, на­пример системы диспетчерского управления движе­нием поездов на второстепенных линиях.

Определение местоположения с использованием сотовой радиосвязи стандарта GSM/UMTS

В перспективе в системах сотовой радиосвязи бу­дут предлагаться услуги по определению местополо­жения абонентских устройств. Например, в США началась реализация проекта по совершенствованию службы аварийного вызова, который предусматрива­ет определение местоположения абонентского устройства, с которого набран номер 911, с точ­ностью до 125 м. Для этих целей существует ряд тех­нологий, пригодность которых в настоящее время проверяется. Дальнейшее развитие таких услуг рас­ширяет возможности их применения на железнодо­рожном транспорте.

Точность определения местоположения абонен­тов сетей сотовой радиосвязи предположительно не достигнет показателей систем спутниковой навига­ции. Однако подобные технологии позволяют реа­лизовать независимую систему определения место­положения, которую можно использовать как для контроля спутниковых систем, так и в качестве ре­зервной. Кроме того, в большинстве европейских городов эксплуатационная готовность системы определения  местоположения  на  базе  сети GSM/UMTS будет близка к 100 %, и она может стать идеальным дополнением к системе спутниковой на­вигации в районах плотной городской застройки с многочисленными теневыми зонами.

Стандартизация

Разработка стандартов является важной задачей, направленной на облегчение допуска к эксплуата­ции безопасных систем определения местоположе­ния поездов на основе спутниковой навигации. Эти стандарты должны определять минимальные требо­вания  к  приемнику  системы   спутниковой навигации, работающему в составе защищенной от опасных отказов системы определения местополо­жения.

В рамках проекта Galileo деятельность по стан­дартизации сконцентрирована в проекте SAGA. Од­новременно рабочая группа МСЖД занимается соз­данием спецификации для европейской системы управления движением поездов уровня ERTMS-LC, где аббревиатура LC расшифровывается как «низкая стоимость» (Low Cost). В рамках этой спецификации спутниковая навигация, особенно Galileo, рассмат­ривается как составная часть системы управления движением поездов. Фирма Bombardier Transpor­tation участвует в выработке спецификаций для же­лезнодорожных приложений в проекте SAGA и сле­дит за согласованным развитием проектов SAGA и ERTMS-LC.